24 176
24 октября 2018 в 8:10
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский

Основатель EPAM о воспоминаниях своей матери и других выживших в гетто: «Это важно для моих детей»

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский

…В модной гостинице Double Tree by Hilton собрались гости с бокалами в руках. Они смеются. Обмениваются любезностями. Это хороший душевный вечер. Каким же контрастом по сравнению с ним выглядят события 75-летней давности! В октябре 1943 года почти на этом самом месте, в районе Раковского предместья, находилось Минское еврейское гетто. 39 оцепленных колючей проволокой улиц и переулков. Сто тысяч пленников, которых каждое утро выстраивали в колонну и гнали на работы, убивали в ямах, на виселицах, в газовых машинах-душегубках. Желтые шестиконечные звезды на рукаве и спине каждого… Если не считать детей, которым удалось бежать из гетто и присоединиться к партизанским отрядам, к моменту освобождения Минска от фашистов в живых остались только 13 человек — все остальные были убиты во время карательной операции 21 октября 1943 года.

Поводом для этих тяжелых воспоминаний стала презентация первого англоязычного издания книги «Мы помним. Миру помнить завещаем» (We remember. Lest the World Forget). Это 27 правдивых историй узников Минского гетто. Большинству из них было меньше 10 лет, когда они оказались за колючей проволокой вместе со своими семьями. Но были и 18-, 20-летние пленники.

Все, кто еще жив, собрались у гостиницы «Юбилейная», чтобы вместе дойти до «Ямы» — мемориала на пересечении улиц Заславской и Мельникайте. Люди клеили себе на рукава желтые круги — как символ тех звезд, которые были клеймом во времена Холокоста. Старики возложили цветы и камни — по еврейской традиции. Раввин прочитал молитву.

В Double Tree by Hilton собрались на официальную часть. Хотя она тоже получилась трогательной, не выхолощенно-пафосной.

— В книге «Мы помним…» есть воспоминания моей мамы, Раисы Хасеневич. Мне и брату мама ничего не рассказывала, берегла нас, — с волнением говорит 79-летняя Элеонора. — О военных годах мама откровенно рассказала лауреату Нобелевской премии Светлане Алексиевич, ее история есть в книге «У войны не женское лицо». Всем, кто был в гетто, сейчас больше 80 лет. Увы, почти никого из них нет в живых.

Но есть воспоминания. Важность их понимают и посол Великобритании госпожа Фионна Гибб, и посол Германии господин Петер Деттмар, и основатель EPAM Аркадий Добкин — все они стали гостями вчерашнего вечера.

— Нынешняя неделя — очень примечательная. На нее приходится 75-я годовщина с момента ликвидации Минского гетто, находившегося недалеко от этой гостиницы. Невозможно представить ужас тех дней. Сто тысяч людей, втиснутых в небольшое пространство, страдающих от голода, холода и болезней. Невозможно представить их страх, их чувство беспомощности и беззащитности. Это бессмысленное массовое убийство такого количества невинных жертв, погибших от рук фашистских захватчиков! В этот вечер среди нас в этой комнате находятся некоторые из тех, кто выжил, и мы сегодня отдаем им дань уважения, — сказала госпожа Гибб. — Я рада приветствовать вас на официальной презентации перевода на английский язык собрания воспоминаний узников гетто, впервые изданного шесть лет назад на русском языке. (А в 2017 году — и на немецком языке благодаря личному финансовому вкладу посла Германии Петера Деттмара. — Прим. Onliner.by.) Но это не просто перевод. Это издание включает в себя новые исследования и интервью, которые проводили волонтеры под руководством Деборы Бруннер — директора британской благотворительной организации The Together Plan. Впервые воспоминания узников Минского гетто станут доступны англоязычному миру и, что особенно важно, молодому поколению, на котором лежит ответственность за то, чтобы эти зверства не повторились.

Тамара Курдадзе, руководитель русскоязычного сборника «Мы помним…», во время своего выступления попросила подняться героев книги, которые сидели в зале. Это был самый трогательный момент вечера. Их осталось так мало. И старость так безжалостно завладела ими. Но они еще живы. Они рядом. И их воспоминания — тоже. Председательница Ассоциации бывших малолетних узников Минского гетто Фрида Рейзман — одна из них. Она хорошо помнит, как ее отец с первых дней присоединился к партизанскому подполью в гетто, хранил у дочки под матрасом наганы и патроны. И как фашисты из гестапо приходили обыскивать дом. Девочку спасли подпольщики.

— Я считаю, что мы выжили не просто так. Бог дал нам поручение, — говорит 83-летняя маленькая седая Фрида, которую почти не видно из-за трибуны. — Я хочу обратиться ко всем людям мира: прекратите войны! Все войны вместе взятые не стоят одного часа жизни на земле.

В конце выступления Фрида не растерялась и попросила посла Великобритании передать английской королеве книгу We remember. Lest the World Forget с подписями выживших в гетто.

Дополнением к оригинальной книге в англоязычной версии стала история Полины Добкиной, которая в 16 лет сбежала из Минского гетто в партизанский отряд, а сегодня живет в Филадельфии. Это мать Аркадия Добкина — основателя и председателя совета директоров EPAM Systems.

— Лет шесть назад моя дочка, которая живет со мной в Америке, пришла из школы явно подавленной, — рассказал Аркадий Добкин. — Ей тогда было лет 14. И обычно она очень веселый человек. Я спросил у нее: «Джулия, что случилось?» И она говорит: «Мы изучали Холокост, и я прочитала воспоминания Анны Франк». Это все так на нее подействовало! Я сказал: «Джули, знаешь, у тебя в 30 минутах езды до сих пор есть бабушка, которая может тебе все это рассказать. И наверное, во всей школе нет ни одного другого человека, у которого есть живая бабушка, которая все это помнит и молчит, потому что она даже не знает, как про это рассказывать». Сегодня, кроме меня, здесь сидят мой старший брат и две его дочки, одной из которых 15 лет, а другой — 20. Они примерно в том возрасте, в каком была моя мама, когда началась война и она попала в гетто. Ей удалось сбежать. Она потеряла всех — родителей, дедушек, бабушек, младшего брата, дядей, тетей… Я помню, как на 9 Мая в Минске всегда собиралась огромная толпа народу на «Яме». Моя мама никогда за всю жизнь на «Яме» не была. Она сказала, что не может туда ходить… Все эти воспоминания — для моих детей и племянниц. Теперь уже они будут рассказывать это своим детям. Потому что здесь побывали, почувствовали, услышали.

— Нам нужно говорить о Беларуси. Англоговорящий мир не знает достаточно о многих необычных историях, истории Холокоста, страданиях евреев в гетто, храбрых партизанах, кладбищах и синагогах, где они стояли и где еще стоят. И наконец, давайте не будем забывать о белорусском населении Минска (не евреях), отдельные из которых активно помогали евреям бежать из гетто с большим риском для себя. Они тоже играют свою роль в этой богатой, трагической и сложной истории, — заключила Дебора Бруннер (Debra Brunner), директор The Together Plan.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by