А как иначе? Случится тебе, не дай бог, заболеть, придешь в поликлинику или больницу, а там — врачи. Понятно, что все как один бессердечные, некомпетентные и корыстолюбивые. Не то что мой знакомый травматолог Семен Степанович, вот там — человечище! Сердце большое, как у слона! И еще стоматолог есть хорошая, мамина давняя знакомая. Золотая женщина, к ней в кресло сядешь — будто в шезлонге на курорте отдыхаешь, пока она твой рот в порядок приводит.
Секундочку! А ведь если разобраться, врачи плохие все, кроме тех, которые наши знакомые или знакомые родственников и друзей. Вот редко встретишь человека, который скажет: «У меня зять — хирург, и лучше тебе, дружок, к нему под нож не попадать!» Или: «Я после посещения своего дяди-окулиста чуть не ослеп». Нет, как-то получается, что все как минимум нормальные, терпимые. А с большего так и вовсе замечательные.
Или вот строители. Да, вот эту тему можно просто до бесконечности обсуждать. Согласитесь, только дурак приглашает строителей с улицы, наверняка попадутся халтурщики. А вот знакомые знакомых обязательно всё сделают по высшему разряду! Ну даже если накосячат, то обязательно все переделают, свои же парни, все всё понимают.
Ребята, так ведь каждый врач — это чей-то родственник, каждый строитель по сути своей, по жизненной концепции, так сказать, знакомый знакомого. Что это за социальная шредингеровщина происходит? Как может доктор быть двуличным некомпетентным умницей, а строитель — бездарным мастером на все руки?
Я считаю, что все дело в страхе. А вернее — в паранойе, бациллой которой мы все основательно отравлены. И если уж говорить начистоту, то я искренне считаю, что белорусы не нытики и пораженцы. Белорусам просто постоянно страшно.
Спросил у своей знакомой в лоб: «Признавайся, часто видишь в людях подлецов?» Она с гордостью отвечает: «Каждый день — и считаю, что имею на это полное право». Наступаю: «Почему?» Слышу в ответ: «Потому что если я „расслаблю булочки“, то меня мигом объегорят, мной воспользуются и вообще поступят со мной самым неприятным образом». Требую вспомнить последние яркие случаи надругательства. Пыхтит, старается, вспоминает. Минуты через три выдает на-гора несколько невнятных историй и одну откровенную подлость, что случилась лет десять назад.
Рассматриваем мы со знакомой ее богатый жизненный опыт и недоумеваем: как из-за нескольких случаев все вокруг огулом гадами стали? То есть подавляющее большинство людей к знакомой шли, скорее всего, с умиротворенным безразличием или даже с самыми добрыми намерениями, а она их с ходу — недоверием по мордасам. Понятно, что реакция у них была: «Ну вот, опять в жизни сволочь на пути попалась!» — и завертелось.
И как будто всегда и везде кто-то вольно или невольно оказывается сволочью и все портится. Понаблюдал в магазине — всё так. Вопрос не в профессионализме продавца или нерасторопности покупателя. Проблема в односторонней или хуже того — взаимной паранойе. Никто не задумывается о том, что на самом деле делать кому-то плохо — неприятное и энергозатратное занятие, поэтому в большинстве своем люди в коммуникациях нейтральны или доброжелательны. Добрым быть тупо приятно (не ищите в этом никакой подоплеки, просто попробуйте сами).
Как сказал мой дружбан, в каждом из нас есть внутренний сканер. Он на лету при первом знакомстве определяет, что за человек перед тобой: золото или гуано жар-птицы. У меня к вам (и к себе особенно) вопрос: давно ли вы этот сканер калибровали? Не посбивались ли в нем все ориентиры? Не превратилось ли ваше здоровое опасение контролировать ситуацию в болезненную паранойю, что «все врут» или что «за каждым добром скрываются корыстные интересы»? Вспомните, как часто вам хочется врать самому и какие конкретные корыстные интересы преследуете вы, причиняя добро ближнему?
Лично у меня встряска произошла совсем недавно, когда в жизни случилась, как говорится, очень черная полоса. Два дня ходил как в тумане и удивлялся: почему всем этим многим людям, близким друзьям, дальним родственникам и коллегам до меня есть дело? Неужели они действительно переживают за меня? Поддержка оказалась настолько мощной, что я ее даже немного испугался. Напрягся. Хотел уже искать подоплеку, но вовремя остановился, дал себе ментальную пощечину и с благодарностью принял помощь.
Сейчас вот пробую настроить свой внутренний сканер с поправкой на человечность. Решил, что даже если один из десяти людей, которым я поверю, окажется м*даком, так это же его проблемы! Я заполучил девять теплых приятельских контактов и один неприятный облом. А мог бы получить девять пустых, настороженных и нервных встреч и одно глупое подтверждение, что все люди — сволочи.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by