У отечественных производителей настоящий праздник: сегодня в столичном выставочном центре «БелЭкспо» им выпал шанс найти оптовых покупателей для своего легпрома. А еще завлечь девушек низкими ценами и «отличным, некитайским качеством». Правда, здесь они немного не рассчитали: интересовалась продукцией совсем другая возрастная категория. Но продавцы не расстраивались, ведь это только начало. Оценивать их достижения люди будут еще целых четыре дня. Потому они оставались уверенными, не скупились на положительную самооценку и воодушевленно комментировали с подиума: «Нет слов — настолько все нравится!» Мы сравнили, насколько совпали впечатления гостей и производителей, и получили среднестатистический ответ: «Нормально, но не мое». Потому мы решительно настроились найти того, кто с удовольствием променял бы Zara на «Купалінку». Или по крайней мере попытались.
Людей на выставке достаточно много. Основной костяк аудитории — девушки и парни. Ребята стоят у подиума и ждут начала модного показа. Пришли сюда недобровольно — это мы понимаем из реплики «А что тут сейчас будет?». Выясняем следующее: они студенты колледжа легкой промышленности. Быть здесь — их профессиональный долг, ну или выполнение настойчивой просьбы преподавателя.
Чуть позже сюда подтягиваются женщины — они только что закончили нести вахту около палаток с бельем. Шоу начинается.
На подиуме — коллекция «Світанка». Ведущий обещает одежду «с вышиванками и татуировками» для «ультрамодных людей». Слышим где-то позади нас:
— Что за дичь…
— Что вам не нравится? — спрашиваем у девушки, издавшей вздох недовольства.
— Вы не обращайте внимания. Просто стиль не наш, — дополняет ее подруга. — Но эта одежда хотя бы нормальная. Только мне в образах интеллигентности не хватает.
Пока зрителей традиционно уверяют в качестве и оригинальности белорусского товара, мы хотим убедиться в этом сами. Идем к палаткам. Первым на глаза попадается «Пинский трикотаж». Как он пестрит и переливается, видно издалека. Средняя цена на свитера у фирмы Polesie — 30 рублей. Продавец Ирина говорит, что молодежь к ним заглядывает часто. И уточняет: жаль, что пока только с родителями.
— Молодые люди еще живут стереотипами, что в государственных магазинах нельзя найти ничего модного. Мы постоянно следим за европейскими трендами, ездим на международные выставки, — добавляет она. Только почему результат не всегда получается европейским, женщина пока не понимает.
Дальше мы находим палатку с названием «Мисс Лора».
Нас сразу пытаются одеть в 2 тыс. рублей — предлагают снять мерки для норковой шубы. Говорят, у них вообще все по европейским стандартам.
Есть модели, в которых можно укоротить подол, рукава и даже сделать из шубки жилетку. Продавцы заверяют: белоруски норку берут отлично. И мы тоже почти соглашаемся, но вовремя уходим от соблазнов к «Купалінке».
— Вот эта сорочка будет стоить около 20 рублей. Здесь вискоза, хорошее полотно, — начинают нам рекламировать продукцию.
— А вот эти костюмы у вас молодежные?
— Да, и ребята с большим удовольствием их берут.
Примерно это же отвечают нам в каждой палатке. На основании таких слов иностранец сделал бы вывод, что наши люди питают особую любовь ЦУМу и ГУМу. Правда, студентки это отрицают: такие места оставляют родителям. Однако оценить местную продукцию не отказываются.
— Ну не Милан. Зато дешево, — говорит одна.
— Я думаю, это коллекции больше для моей мамы. Видно, что люди пытаются сделать что-то молодежное, но это вообще не то направление.
Наш диалог прерывает их преподавательница.
— Зря вы нос воротите. Хоть бы посмотрели, какое тут качество, — говорит она и уводит девочек за собой.
Об отличном качестве на ломаном английском нам рассказывают и партнеры из Турции. Здесь они продают платья для белорусских красавиц, чему очень рады. О фиксированной цене речи быть не может: все зависит от того, насколько сильно покупательница им понравится.
В наплыве блесток и стразов мы находим единственную палатку, где все это сведено к минимуму. Там разговаривают, а мы осторожно подслушиваем.
— Вот у вас ничего яркого нет. Я считаю, это свидетельство хорошего вкуса, — с видом знатока говорит серьезная покупательница.
— Многие ошибаются, когда думают, что белорусскому человеку все это нужно. У нас люди спокойные, им главное не выделяться, — объясняет ей продавщица.
Продвигаемся на несколько шагов вперед — снова попадаем в мир роскоши. Перед нами палатка с незамысловатым названием «Остромечевские меха». Рядом эффектная девушка на каблуках и в розовой шубке. Говорит, она здесь для того, чтобы помочь родственникам привлечь покупателей. Это у нее получается: сложно пройти мимо, когда видишь, как она раскраснелась от жары.
— Ничего, зато рекламирую хорошую одежду, — парирует она и предлагает покупателям свою шубку за 4 тыс. рублей.
Когда возвращаемся к подиуму, по пути еще видим байки для пацифистов с надписью No War и для феминисток с Girl Army. Продавцы говорят, эти вещи — мечта молодежи. И купить их можно за 30 рублей.
За два часа на подиуме ничего не изменилось. Мужчины на сиденьях с буквами VIP внимательно смотрят на модели и моделей, ведущий объявляет коллекции «для маленьких очаровашек» с незамысловатыми названиями «Кис-кис» и «Дикие», а руководство компаний мирно попивает чай.
— Завтра мы будем полноценно торговать, — комментирует нам происходящее один из производителей. — А сегодня у нас душевная встреча.
Мы не спорим и оставляем этот уголок душевной белорусской торговли.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by