Путешественница Алена Шавель: стая белых ворон — как клонируются неординарности

24 сентября 2018 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Путешественница Алена Шавель: стая белых ворон — как клонируются неординарности

Автор: Дмитрий Корсак
Алена Шавель — юрист, окончила Академию МВД. Путешествует по миру с 2012 года. За это время посетила более 30 стран. Удаленно работает журналистом в нескольких изданиях, в настоящее время — дайвмастер в Доминиканской Республике.
Рэперы били неформалов, неформалы били рэперов, гопники били всех подряд, панкам вообще было наплевать. Так можно вкратце описать ситуацию в среднестатистическом постсоветском городе периода середины девяностых. Как на войне: тут — наши, там — враги, эти — с цепями, те — в кепках. Все просто и понятно. Все знали, кто и где собирается, кто и что делает, а куда лучше вообще не сунуть нос. С течением времени нравы менялись, грани между субкультурами постепенно начали стираться. И тут пацаны в кепках растерялись: кого теперь бить и кто выделяется на фоне остальных?

Улицы заполнились бородачами, разгуливающими с макбуком под мышкой и стаканчиком капучино. С ними в ногу шагали фитоняшки с малиновыми волосами, в джинсах с завышенной талией и дырой на заднице и с фотоаппаратом в ретростиле. А наш друг сидит на корточках... и семечки уже становятся не такие вкусные, и песни «Лесоповала» уже не ласкают слух — а все потому, что сам стал тем самым неформалом.

Многие, пытаясь выделиться, начинают со своей внешности. На этом и заканчивают.

Во все времена общество делилось надвое. На серую массу и тех, кто с ней не согласен. Но раньше было проще — все несогласные сгорали на костре, радуя своими воплями толпу. Пройдя продолжительный этап уравниловки в период Советского Союза, мы вошли в мир демократии и свободы нравов. Вот тут уж каждый смог проявить себя так, как хотел. Бабушки от увиденного падали с лавочек, но продолжали плевать вслед толпе мальчишек в черной одежде с перевернутыми крестами. Ну а что поделать — теперь в партию за ненадлежащий вид не пожалуешься.

После наступил информационный век, а вместе с тем и более свободные реалии. Люди начали поглощать информацию тоннами, но вскоре убедились, что все одинаковы, у всех такие же руки, ноги, голова. Отличался лишь плюс/минус оттенок кожи и процент жира. И все же точащий червячок бунтарства не оставлял в покое граждан. Так как своей фантазии не хватало, было решено копировать все, что подсмотрели на просторах мировой паутины.

Люди, которые хотят выделиться из толпы, вливаются в другую, но все еще толпу.

И вот марширует шеренга «не таких, как все», вчерашних ботаников, снявших очки, отрастивших бороду и воткнувших в рот вайпер, в сторону кофейни смотреть на YouTube видеоблогеров или (не дай бог) «видеобложить» собственноручно. Это можно было назвать модой, но большинство считает, что они таким образом выделяются среди «обыденного быдла».

Вот только непонятно, как жиденькая бородка, отполированная в попсовом барбершопе, делает тебя уникальным?

Видеть человека, который бы хвастался, что у него «айфон», мне не доводилось. (Исключение — ванильные блондинки с губками бантиком и прочие «дивы».) Зато встречались многие, кто таки упивался тем, что не поддался массовой «яблочной» лихорадке. И речь здесь вовсе не о наличии или отсутствии гаджета определенной модели. Марка телефона не характеризует человека. Но само отношение к ситуации говорит о многом. Сейчас, «чтобы быть не таким, как все», ты таки обязан иметь «неайфон». Предупреждая комментаторскую желчь в свой адрес, мол, не с теми общаешься, поясняю: пример с телефоном — не более чем пример, показывающий общую тенденцию отрицать все, что популярно.

Так называемый протест ради протеста. Мол, давай сделаем «не как у всех», чтобы стать «не такими, как они». Подобные эксперименты хороши в подростковом возрасте — такое поведение является способом познать себя. Это определенный этап, через который проходим мы все. Но многие так и продолжают жить, отрицая все (даже то, что по душе), с одной-единственной целью — выделиться. Окружающий мир больше напоминает эдакую ярмарку тщеславия, где каждый пытается блеснуть своей индивидуальностью, выставив себя пооригинальней и понеобычней. В общем, «не таким, как все».

«Не такие, как все» презирают Турцию и Египет. «Фи! Ведь туда же ВСЕ ездят», — кривят нос «непохожие». И в стремлении быть «оригинальными» берут кредит на покупку тура в Южную Африку или на Бали. Бедный Конюхов просто не выдерживает конкуренции подрастающего поколения.

Откуда такое ярое желание быть «исключительным»? Кто-то таким образом пытается самоутвердиться, а кто-то экспериментирует с внешним видом и поведением просто оттого, что «скучно жить». Некоторым жизненно необходимо привлечь интерес общественности к своей персоне, а кому-то требуется внимание определенного человека. Кому-то хочется таким образом скрыть свое истинное лицо, потому что человек стесняется каких-то своих качеств.

Какая бы ни была на то причина, ради того, чтобы выделиться из толпы, люди готовы отдать все ресурсы и средства, которые, увы, ограничены. Поэтому в итоге получается как в старой доброй пословице: «Хотелось как лучше...»

Выделение из массы из когда-то действительно интересных взглядов и принципов стало чем-то модным и повседневным. Критичное мышление убито с помощью сил маркетологов. И черт с ним, когда кто-то ни с того ни с сего становится вегетарианцем и начинает проповедовать ЗОЖ — это даже похвально, но зачем так афишировать свою «непохожесть»? «Индивидуалистов» так и подмывает демонстрировать миру, как они отличаются от остального «стада».

Я ни в коем случае не призываю всех быть одинаковыми и скучными, просто перед тем как заявлять миру, что ты «не такой, как все», следует задуматься, самовыражение ли это или просто нелепое копирование. Необходимо понимать, что внешний вид должен соответствовать внутреннему миру. Изменения в стиле и поведении должны идти изнутри, а не наоборот. Если вы решили, что политический строй не так хорош, как хотелось бы, недостаточно надеть майку с портретом Че Гевары — лучше завести соответствующие идеи в голове, и, возможно, та майка уже не понадобится. Если у маменькиного сынка внутри сидит ярое желание стать крутым мужиком, то накачанной битухи, татуировок и огромного мотоцикла недостаточно. Он так и останется маменькиным сынком. Только накачанным и на «харлее». И, как писал Чак Паланик в «Бойцовском клубе», «то, что ты вставил в зад перо, еще не означает, что ты стал павлином».

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by