20 180
05 сентября 2018 в 16:03
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Владислав Борисевич

Изнутри. Как делают искусственные клапаны сердца на минском заводе, где все получают «по пятьсот»

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Владислав Борисевич

Вряд ли вы слышали про завод «Электронмаш». Он не делает ни телевизоров, ни тракторов, ни холодильников. Только маленькие титановые кружочки с двумя створками из пиролитического углерода: 17-й размер — детский, значит, пациент из детской кардиологии ждет пересадки клапана в сердце; 25-й — взрослый, для срочной имплантации… Эти простые на первый взгляд механизмы спасают человеческие жизни.

«Электронмаш» появился в 1968 году. И если когда-то завод насчитывал 200 человек, то сегодня — около 50. «Жизнь трактует такие условия», — вздыхает директор Олег Горецкий.

С самых же первых метров завода, с проходной, чувствуется печальный и неумолимый советский дух. Плакаты с надписью «Никто пути пройденного у нас не отберет» и старые коридоры с допотопными раковинами-фонтанчиками. Деление индустрии производства клапанов сердца на «нашу» и «американскую». «Чертежи не снимайте, а то американцы увидят потом на YouTube и украдут!» Увы, здесь до сих пор не закончилась холодная война. И железный занавес все еще не упал.

Но даже в таких условиях и инженеры, и медики делают лучшее из того, что в их силах. Почти 30 лет «Электронмаш» поставляет искусственные клапаны на внутренний рынок — уже около 10 000 белорусов живут с имплантами из титана и пиролитического углерода в сердце. А еще поставки идут в Украину, Казахстан, Грузию. Для белорусских клиник цена одного импланта в среднем — 600—650 рублей. Для заграницы цены другие.

Onliner.by проследил за процессом создания искусственного клапана сердца «Планикс-Э» от первых секунд до конечного результата.

Итак, начинается все в цеху, где режут пиролитический углерод. Журналистам показывают заготовки для запирающих элементов клапана сердца — от самого маленького до самого большого. Всего в линейке пятнадцать размеров. Специальный сайзер (то есть меритель) точно определяет нужный размер, подходящий по диаметру аорты.

Следующее помещение — с токарным станком, на котором делается заготовка корпуса клапана. Он состоит из титана.

«70% производства у нас — это ручной труд. Ювелирная работа. Автоматизировать процесс очень сложно. Слесарь отвечает за то, чтобы в конечном изделии не было шероховатостей, иначе это приведет к тромбообразованию. Обработка одного корпуса идет более четырех часов», — объясняет директор Олег Горецкий.

«Раньше наше производство было закрытым. А сегодня его многие посещают, приезжают врачи из-за рубежа. Клапан сердца — это же не телевизор, не холодильник, не автомобиль. Кардиохирургу его почувствовать надо», — говорит Олег Горецкий.

Следующий этап — обработка деталей на шлифовально-полировочной установке. Выпускница приборостроительного факультета БНТУ, технолог Юлия Петренко слегка смущается от непривычного количества журналистов, но уверенно управляет станком. Зачем так тщательно шлифовать и полировать? Все затем же — чтобы в будущем у человека с искусственным клапаном не было тромбоза.

На слесарный участок попадает заготовка шарниров. Ее тоже нужно отшлифовать и отполировать. Кропотливая работа. А стоит ли она того?

— Сколько в среднем получаете? — спрашиваем у занятых слесарей.

— Ну, от 700 до 1000 рублей.

— А от чего зависит зарплата? От количества проданных клапанов?

— Я не знаю, я же не бухгалтер.

Пятый по счету этап — сборка. Теперь перед нами появляется изделие, в котором двигаются запирающие элементы. Но это не все. Клапан не пустят в дело, пока не испытают на двух искусственных сердцах. Правда, с реальными органами эти аппараты внешне имеют мало общего, хоть и достоверно имитируют работу человеческого сердца. Здесь посчитают пропускную способность клапана в кубических сантиметрах, проверят обратный переток и убедятся, что створки не заклинивают.

Затем в дело вступают швеи. После тестирования титановый корпус клапана обшивают специальным материалом, который во время операции пришьют к человеческой ткани, а потом он прорастет в организме.

Спрашиваем у швеи и инженера-технолога:

— Видели на LinkedIn объявление: «Электронмашу» нужен слесарь-инструментальщик, зарплата — «высокая». А у вас зарплаты высокие?

— Самые обычные, от 700 до 1000 рублей примерно. У нас все на заводе получают одинаково.

— Ну а какие-нибудь высокотехнологичные редкие специальности? Там можно заработать 2000 рублей?

— Никто у нас столько не зарабатывает.

Пока мы обсуждаем нюансы зарплатообразования, директор «Электронмаша» заканчивает экскурсию по заводу. Когда изделие обшито и фактически готово, его моют спиртом и запаковывают. Последний этап — это стерилизация гамма-облучением в атомном реакторе института Академии наук «Сосны». Так убивают все микробы. После «Сосен» искусственные клапаны полностью готовы. Они попадают на склад кардиологических центров в Минск и областные города. Возможно, уже завтра один из искусственных клапанов, лежащих перед нами на столе, спасет жизнь человеку с пороком сердца.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!