Литературный редактор Onliner.by Юлия Михайлова: о зависти, сглазе и том, как хочется быть успешной несмотря ни на что

28 021
23 августа 2018 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Литературный редактор Onliner.by Юлия Михайлова: о зависти, сглазе и том, как хочется быть успешной несмотря ни на что

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка
Юлия Михайлова — литературный редактор Onliner.by, окончила факультет философии и социальных наук БГУ, по образованию философ. Верит в светлое будущее, победу добра над злом и нормы над патологией. Несколько раз начинала новую жизнь не с понедельника. Оптимист и романтик.
Говорят, за одного битого все еще двух небитых дают. Хотя нет. С появлением возможности говорить о себе публично, анонимно и неограниченно все якобы битые сами вышли на свет и пытаются гроздьями повиснуть на шеях условно небитых. Они пытаются задавать определенный тренд: говорить о том, что тебе повезло и жизнь удалась, дурной тон. Выходить на публику и раздражать всех лицом, светящимся от радости, — вообще преступление.  

14 августа, вторник. На выходных я посетила «А-фест» в Лошицком парке, где неожиданно для себя прониклась выступлением Софи Эллис-Бекстор. Изначально шла со скепсисом: не мой стиль музыки, но поразили открытость и самоотдача певицы. Конечно, впоследствии запланированного с нею интервью я ожидала с интересом.

Вышел текст — и я была очарована окончательно: приятная женщина без пафоса и свойственного некоторым творческим людям мутного надрыва говорит о том, что она довольна своей жизнью, карьерой, семьей и, в общем-то, у нее все хорошо. Производит впечатление абсолютно нормального человека, твердо стоящего на ногах. Поверьте, сейчас это не так часто встретишь: всем хочется быть ненормальными. Такая полнейшая нормальность зацепила читателя (то есть меня), и вот уже захотелось тоже сделать что-то, что приблизит к идеалу психического и физического здоровья. Если не стать немедленно матерью пятерых в идеальной форме, то хотя бы поменьше жрать и побольше гореть от того, чем занимаешься. Ну и английский подучить, конечно.

Развернувшиеся в соцсетях дискуссии, правда, быстро и болезненно показали, насколько ущербны мои намерения. «Попробовала бы она совместить карьеру и семью в Беларуси!» — негодовали одни. «Материалы подобного рода рисуют женщину как успешную красавицу, у которой все получается, но жизнь куда более жестока для каждой из нас. Пишите лучше правду — про среднестатистических и безуспешных», — требовали другие.

И если в 11:00 я была полна энергии, то ровно в полдень все превратилось в тыкву. И грандиозные планы, и я сама. Силы ушли на то, чтобы понять, почему образ человека, который доволен тем, как он живет, вызывает столько гнева. А главное — почему для формирования условно правдивой картины мира необходимо не просто дать слово человеку «неидеальному», с кучей страданий и обид, а предоставить ему возможность изливать боль не затыкаясь.

Это случается постоянно. Здравый смысл говорит о том, что чужой успех в идеале стимулирует к вменяемой конкуренции. Причем речь не о неврозе, где ты гонишься за недостижимым идеалом (вспоминается Эллочка Людоедка в схватке с миллионершей Вандербильдихой). Здоровая конкуренция на то и здоровая, что в ней нет перекосов, люди оценивают свои силы адекватно и движутся вперед не истеричными рывками, а поступательно. При этом с азартом, интересом и вниманием к себе. Подчеркну, к себе, а не к другим, т. е. стимул их действий — это всегда попытка измениться, а не перекраивать мир.

Ситуация, когда счастливые и уверенные в своей правоте люди вызывают у посторонних желание сорвать покровы и объяснить, что так не бывает, тоже своего рода конкуренция. Это и борьба за внимание («послушайте меня»), и запрос на владение истиной («расскажу, как на самом деле»). Стоит, например, заикнуться о самом простом — мол, пытаюсь питаться правильно, потому что не все равно, как мы с внутренними органами будем выглядеть в обозримой жизненной перспективе — тут же прибегают диетолого-экономические эксперты, которые объясняют, что ты врешь и питаться не мусором в условиях злой белорусской экономики — не-воз-мож-но. А для большего трагизма предлагают запить мусор водкой — помогает от кризисов.

С практической точки зрения, конечно, у подобной конкуренции нулевой КПД, но есть и опасный момент. Людей, которых чужой успех заставляет страдать, достаточно. В какой-то степени их можно назвать носителями общественного мнения — и вот уже оказывается, что быть счастливым действительно неприлично, а прямо взять и сказать: «У меня все хорошо» без последствий допускается теперь только в письме для мамы. Она-то точно порадуется.

Некоторые взялись насаждать новую норму довольно рьяно, но борьба пока приводит только к тому, что становится небезопасно предпринимать усилия, чтобы стать слишком здоровым, богатым, красивым. Ведь вокруг столько обычных людей, милых в своем несовершенстве. Жрешь батон по ночам? Даже не думай прекращать. Скажи: «Пускай меня полюбят за характер!» и смело продолжай.

С подачи защитников неидеального становится дурным тоном любоваться стройными фигурами в купальниках из рекламы или признаваться, что хочешь заработать столько, чтобы купить машину, квартиру и дачу. Напротив, популярность приобретают пассажи вроде «признайте свою ничтожность», «ваши возможности ограничены», «стремление добиться успеха сделает вас невротиком». Подобных примеров много. Можно даже предположить, культом неудачника со связанными руками пытаются заменить нормальное стремление развиваться.

На Земле около 7,5 млрд людей, и в масштабах Вселенной признать свою неполноценность проще простого, но, боюсь, если все миллиарды одновременно сядут на пол и сокрушенно обхватят коленочки, наступит зрелищный библейский Апокалипсис.

Обесценивание чужого успеха во многом обусловлено завистью. Кстати, есть психологическая точка зрения, утверждающая, что в основе зависти лежит стремление к равенству (то есть антиконкуренции). Защита от зависти — корень самых непробиваемых суеверий. Знакомый психотерапевт рассказывала, как сглаз работает на самом деле: привыкший к тому, что лучиться от счастья некрасиво и вообще бесит, человек подсознательно ожидает наказания за свои дерзновенные планы. «Никому не расскажу, что у меня все зашибись. Сглазят ведь, сволочи», — думает он. Это вызывает беспокойство, человек теряет над собой контроль, впадает в панику и совершает ряд последовательных фатальных ошибок, которые приводят к тому, что везение сменяется провалом.

Так что да, стремление к успеху действительно делает людей истеричными, но только потому, что общество терпеть не может удачливых.

Мне кажется, правда, что культ неудачника не продлится долго. В бесконечных заявлениях о собственной никчемности нет ни саспенса, ни красивой драматургии, а жизнь, как и литература, любит яркие примеры.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by