16 376
06 августа 2018 в 12:10
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий

«Некоторые бросают работу, чтобы заниматься этим». Зачем минчанин потратил 3000 евро на модели поездов

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий

Самой крутой фирмой считалась PIKO. Ребята из ГДР производили детскую железную дорогу, о которой мечтали многие дети. У Алексея такой не было, а любовь к поездам была. Хотя в семье вообще отсутствовали железнодорожники. В 1997-м 12-летний подросток отправился на Детскую железную дорогу возле парка Челюскинцев. Она работает только летом, а остальные поры года находится в отпуске. Из этого выросло дорогое сердцу, а в некоторых случаях и кошельку, хобби.

Естественно, на Детской железной дороге все контролируют взрослые. Но на основных должностях работают дети. Есть табель, каждое утро проходит планерка. Утром человека распределяют на позицию: «Сегодня ты — проводник, а ты работаешь на переезде, ты — дежурный». Ротация идет постоянно, чтобы ребенок побывал на всех должностях и приобщился к теме.

Зимой ребята, которым понравилось, могли приходить в детский учебный центр железной дороги. Там круглогодичный кружок. Подростки клеят модельки. Идет приобщение к ж/д моделизму.

— Я родился на Востоке, учился в 11-й гимназии. А рядом была 70-я школа. Мы с ними не контачили. В моем кружке в основном занимались люди из 70-й школы. Когда узнали, что я из вражеской группировки, устроили мне «хорошую жизнь».

Любовь к поездам не ушла. Но приугасла. В следующий раз разгорелась в 2002-м. Алексей учился в колледже. Чтобы выйти в сеть, ездил на площадь Якуба Коласа, там было интернет-кафе «Площадка». Где-то в районе нынешнего ТЦ «Московско-Венский».

— Узнал, что, оказывается, есть не только PIKO, но и множество других фирм-производителей. Правда, не у нас, а в России. После этого я еще раз пришел на Детскую железную дорогу. Встретил там человека, который организовал кружок для детей. Он мне дал пару рельс. Я дома попытался повторить. Но, естественно, безуспешно. Потому что нужна точная копия.

Любовь снова угасла — до 2009 года.

— Тогда я уже активно пользовался e-bay. Возможностей стало больше. Появилось несколько минских магазинов, которые продавали PIKO. На радостях купил себе пару наборов, заплатил около $1000. Но после выяснилось, что это совсем не то, к чему надо стремиться. Все заводы PIKO переведены в Китай.

Наибольшим почетом пользуются немецкие мануфактуры, которые делают стопроцентно уменьшенную копию существующего состава. Обычно локомотивы и вагоны делают из полистирола, но более продвинутые уже из металла. Цена модели порой доходит до 5000—10 000 евро.

— Это произведение искусства, — отмечает Алексей.

Все модели можно условно делить на три типа:

— игровые, детские. Нет деталировки. Цена: 80 евро за локомотив. 40—50 евро за вагон;

— хобби. Более профессиональные, есть деталировка. 150—200 евро за локомотив;

— эксперт. Дорогие прототипы, которые стоят внимания и денег. От 500 за локомотив.

— На «Барахолке» есть раздел, где продают эти модели. Но надо понимать, если ты купил себе в Европе что-то дорогое, за эту цену уже никому не продашь. Это вещь только для собственного пользования. Народ не понимает, это совсем не востребовано в РБ.

Основные заводы сосредоточены в Германии, Австрии, Италии, Чехии. Они клепают европейскую тематику. В России большая собственная сеть ж/д. Там своя история. Появляются фирмы, которые делают советскую тему.

— Обычно покупается импортный тепловоз, снимается верх. Остается колесная часть. Верх делается советским.

Увлечение может быть дорогим, может быть не очень.

— Когда я понял, что PIKO — это не то, стал интересоваться немецкими аукционами. Модели, выпущенные 20 лет назад, сейчас вполне котируются. Я занимался тем, что покупал дешевые (за 40—50 евро) электровозы и перепаивал, чтобы вставить декодеры. Это делает реализм максимальным. Можно управлять конкретной моделью. В некоторых есть камеры, ты сидишь перед планшетом и управляешь. Как будто настоящим поездом.

Алексей бережлив в своих тратах. Человек среднего достатка. Занимается кондиционированием дата-центров. С 2010-го потратил на свое хобби 2000—3000 евро.

— Можно экономить на инфраструктуре: трава, деревья. Кто-то покупает готовое, я делаю сам. Крутишь из проволочки створ, шпатлюешь, красишь. Весь смысл в создании своего вымышленного мира, где можно реализовать все, чего нет в жизни. Знаю, что некоторые ребята в России оставили основные работы и занялись только поездами. Но это не белорусский случай. В Минске людей, которые интересуются ж/д моделизмом, всего человек 15.

Форум любителей масштабных железных дорог на Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!