Про правильность заполнения документов, бухгалтерский учет, бизнес-план и проверку контрагентов, наверное, слышали все молодые бизнесмены. Мы тоже не будем становиться капитанами Очевидность. В заключительном выпуске нашего совместного проекта с «Альфа-Банком» «Бизнес без розовых очков» разговариваем о вещах, не всегда очевидных для начинающих предпринимателей.
Инна Щукина — директор программ бизнес-школы ИПМ, преподаватель школы «Академия бизнеса» «Альфа-Банка», консультант по развитию торговых сетей. В бизнесе более 10 лет.
На первом этапе многие, кто хочет начать свой бизнес, не учитывают тот момент, что рано или поздно им, возможно, придется делиться своими проблемами, рисками и прибылями. Здесь Инна советует еще «на берегу» правильно оформить «партнерские соглашения», и желательно в присутствии адвоката.
— Бывает и так, что ты делаешь бизнес, а тебе помогает друг или родственник. И зачастую он искренне считает, что этот бизнес его, и хотел бы иметь 50% от прибыли, ведь он вкладывает свои силы и время. А вы так не считаете, — отмечает она. — Или вот еще примеры. Человек женат и начинает бизнес после вступления в брак — волей-неволей этот бизнес становится семейным. Жена, по сути, владеет 50% доли мужа в бизнесе (если, конечно, у пары нет брачного контракта, где могут быть прописаны другие условия). Опять-таки, в случае развода жена или муж собственника может потребовать свою долю. Каким образом я буду ее выплачивать? Сразу или постепенно, если сразу, то не развалит ли это мой бизнес? А если вдруг что-то случится с самим партнером? Как будут вести себя его родственники? Что произойдет с бизнесом в этот момент?
Поэтому очень важно прописать в партнерском соглашении такие вещи: зоны ответственности, последствия за невыполнение обязательств, вопросы с родственниками и так далее. Партнерские соглашения позволяют на ранней стадии прописать всю процедуру взаимодействия, сотрудничества, деления всех прибылей, убытков и рисков, всей ответственности и так далее.
Почему это важно? Если не ответить на эти вопросы заранее, то в будущем могут начаться обиды и недопонимания, которые могут привести к серьезным последствиям вплоть до потери бизнеса.
У начинающих предпринимателей всегда очень много разных идей, и их часто бросает из одного направления бизнеса в другое. Инна советует на начальном этапе иметь достаточно крепкий финансовый план. В нем должно быть четко прописано, сколько денег планируется потратить и на что.
— Бывают случаи, когда люди тратят огромное количество финансовых средств на ненужные на данном этапе приобретения или услуги сторонних организаций, — говорит эксперт. — А потом люди удивляются: столько вложил, а куда делись деньги? На самом деле начало бизнеса — это большая корзина неопределенностей. Поэтому так важно на старте минимизировать расходы и очень взвешенно подходить к ним.
При этом эксперт подчеркивает нужность ведения управленческого учета всех финансовых средств бизнеса. По ее словам, это помогает отслеживать и анализировать все финансовые потоки.
— Отсутствие подобного учета на первых этапах может обернуться непоправимой ошибкой и привести к краху бизнеса, — говорит она.
Отдельно Инна отмечает наличие денежной подушки безопасности. Обычно ее рассчитывают по простому правилу: затраты на содержание бизнеса в месяц, умноженные на шесть.
На начальном этапе молодой предприниматель делает все сам. Компания растет, он работает все больше и больше, в итоге отсутствие возможности и желания делегировать задачи приводит к тому, что нагрузка постоянно увеличивается. Ежедневно возрастающая ответственность и рутина, возможные недоразумения с партнерами вследствие этого приводят к тому, что молодой бизнесмен начинает все больше уставать и происходит выгорание.
— Довольно часто наступает момент, когда до успеха, казалось бы, осталось совсем немного, но предприниматель уже не чувствует в себе сил продолжать вариться в рутине каждого дня и развивать бизнес дальше, он решает закрыть свое дело, — объясняет эксперт. — На этом этапе очень важно, чтобы у людей открывалось второе дыхание. Поэтому, когда кажется, что нет сил двигаться, нужно всегда дать себе месяц-два: остановиться на некоторое время, пересмотреть свое отношение к делу, освободить себя от рутины и зачастую просто подумать, что делать дальше.
И вот как раз этот месяц-второй дает ту самую энергию, чтобы существовать дальше. Исходя из опыта, могу сказать: если человек хочет продолжать развивать свой бизнес сам и закрывать вопросы самостоятельно, то мало шансов, что в перспективе он придет от малого бизнеса к среднему. Если у предпринимателя в планах масштабирование и дальнейшее развитие, тогда, безусловно, ему нужно уметь делегировать свои полномочия, отдавать часть ответственности другим людям и растить свою команду единомышленников.
Молодые предприниматели на начальном этапе развития своего дела, как правило, вовлекают в него друзей или родственников. Их берут на работу, и вроде бы сначала все неплохо, но потом оказывается, что такой работник неэффективен и не в состоянии продолжать начатое дело.
— При работе с родственниками или друзьями очень часто формируется терпимость к неработоспособности сотрудника, — отмечает Инна. — Предприниматель не может выгнать такого человека, потому что их связывают общие воспоминания. Аргументы такие: мол, да Васю я знаю, да он друг с детства, он обидится, а я же хочу с ним дружить. При этом такой работник просто ходит на работу, а пользы компании совершенно не приносит. Вот тут важно понимать, что построение бизнеса — это ежедневная работа. И здесь очень важна общая слаженная команда. Поэтому перед владельцем бизнеса стоит важный вызов: либо топить лодку со всем тем, что уже сделано, либо прояснить ситуацию и прийти к решению об увольнении неэффективного сотрудника или переводе его на другую работу в компании. Вопрос нужно решать безотлагательно.
На начальном этапе очень важно понимать, что успех бизнеса зависит, кроме прочего, от количества профессиональных сотрудников, вовлеченных в этот бизнес.
— Зачастую предприниматели экономят на профессионалах, будучи уверенными, что они какую-то работу сделают не хуже, а может быть, даже и лучше, — добавляет Инна. — Простой пример — раскрутка своего продукта в социальных сетях. Человек считает, что хорошо разбирается в Facebook и Instagram и, начиная рекламу своих продуктов, использует только эти площадки, забывая о других ресурсах, у которых не менее мощный охват и которыми, быть может, еще не пользуются конкуренты. Профессионал сразу познакомил бы его и с другими инструментами, и таких ошибок можно было бы избежать на старте.
— По опыту скажу, что не стоит ждать от малого бизнеса на первом или втором году того, что вы будете получать деньги, практически ничего не делая, — отмечает Инна. — Невозможно открыть несколько бизнесов, сесть и ждать, пока все это заработает само и принесет прибыль. Необходимо ежедневно участвовать во всех процессах — хотя бы на первом этапе. Если ты хочешь, чтобы твой бизнес был успешным, ты должен работать. Помню, когда я в первый раз открыла свое дело, за год у меня было всего 17 выходных — и так продолжалось пару лет.
Каким по срокам будет этот первый этап, каждый для себя определяет сам. При этом отходить от управления можно в случае, если ты структурировал все бизнес-процессы: собрал хорошую команду управленцев, которые готовы брать на себя ответственность, у тебя работают профессионалы, ты смог делегировать им полномочия, у тебя налажен бухгалтерский и управленческий учет, вы платите налоги, а также твой бизнес имеет определенный рост и маржинальность, вы заняли свою нишу на рынке. И на это могут уйти многие годы. В таком случае владелец компании принимает решение о передаче полномочий по руководству предприятием доверенному профессионалу-управленцу. Сам же он становится председателем или членом совета директоров на своем предприятии. Но это уже совсем другая история.
По мнению эксперта, проверка бизнеса на адекватность — это жизненно необходимое действие.
— В среде таких же партнеров и сотрудников сделать это очень сложно. Очень важно найти иную среду, в которой люди смогут посмотреть на твои решения и действия не как конкуренты, а как независимые эксперты и дать адекватную обратную связь, — отмечает Инна.
Очень важно, по словам Инны, следить за своей репутацией и репутацией своей компании. Она рекомендует хотя бы два раза в месяц мониторить, что пишут о вашей компании на различных площадках, какие отзывы оставляют люди, прислушиваться к конструктиву и умело работать с негативными отзывами, а также сглаживать конфликтные ситуации, как, к примеру, совсем недавно сделал продавец, о котором мы писали в одной из наших заметок.
Отношение к бизнес-обучению среди начинающих предпринимателей двоякое. Одни люди готовы все время учиться, а другие говорят: мол, я работаю, я сам себе хозяин, и другого мне не нужно. Но Инна отмечает, что сегодня ценность бизнес-образования растет.
— Чтобы понимать, как делать бизнес, нужно постоянно учиться. Причем если на начальном этапе я понимаю, что могу вести любой учет в Excel, то с ростом компании я, как бизнесмен, должен привлекать как можно больше инструментов и компетенций в свое дело, — говорит она.
Современное бизнес-образование — это не только привычные нам академические программы, это еще и обратная связь от преподавателя и самих обучающихся. Если ты хочешь развиваться сам и развивать свой бизнес, то ты принимаешь решение и идешь в бизнес-школу. Там ты будешь учиться вместе с людьми, которые тоже достигли чего-то, например открыли свой бизнес, имеют определенный опыт управления предприятием. Самое интересное, что в кругу себе подобных они делятся своими знаниями совершенно открыто и спокойно могут обмениваться друг с другом опытом, создавая новые бизнесы. Формируется своеобразное бизнес-комьюнити, и это очень большая сила для позитивного и планомерного развития нашего общества.
«Академия бизнеса» открыта «Альфа-Банком» для развития малого и среднего бизнеса. Около тысячи предпринимателей со всей страны могут бесплатно пройти обучение в ключевых для бизнеса сферах. Программы обучения разрабатывали ведущие белорусские бизнес-тренеры и эксперты, тематика широкая — от менеджмента и управления персоналом до интернет-технологий и маркетинга. Обучение проходит в группах по 16—18 человек, а записаться в «Академию бизнеса» можно на портале «Клуба клиентов».
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by