Спецпроект
«Нанимают родственников, а потом никак уволить не могут». Эксперт о самых распространенных проблемах начинающих предпринимателей
268
02 августа 2018 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка
Спецпроект
«Нанимают родственников, а потом никак уволить не могут». Эксперт о самых распространенных проблемах начинающих предпринимателей

Про правильность заполнения документов, бухгалтерский учет, бизнес-план и проверку контрагентов, наверное, слышали все молодые бизнесмены. Мы тоже не будем становиться капитанами Очевидность. В заключительном выпуске нашего совместного проекта с «Альфа-Банком» «Бизнес без розовых очков» разговариваем о вещах, не всегда очевидных для начинающих предпринимателей.

Кто это?

Инна Щукина — директор программ бизнес-школы ИПМ, преподаватель школы «Академия бизнеса» «Альфа-Банка», консультант по развитию торговых сетей. В бизнесе более 10 лет.

Ошибка №1. «Друг помогает за компанию и искренне считает, что бизнес и его тоже, хотя денег он не вложил»

На первом этапе многие, кто хочет начать свой бизнес, не учитывают тот момент, что рано или поздно им, возможно, придется делиться своими проблемами, рисками и прибылями. Здесь Инна советует еще «на берегу» правильно оформить «партнерские соглашения», и желательно в присутствии адвоката.

— Бывает и так, что ты делаешь бизнес, а тебе помогает друг или родственник. И зачастую он искренне считает, что этот бизнес его, и хотел бы иметь 50% от прибыли, ведь он вкладывает свои силы и время. А вы так не считаете, — отмечает она. — Или вот еще примеры. Человек женат и начинает бизнес после вступления в брак — волей-неволей этот бизнес становится семейным. Жена, по сути, владеет 50% доли мужа в бизнесе (если, конечно, у пары нет брачного контракта, где могут быть прописаны другие условия). Опять-таки, в случае развода жена или муж собственника может потребовать свою долю. Каким образом я буду ее выплачивать? Сразу или постепенно, если сразу, то не развалит ли это мой бизнес? А если вдруг что-то случится с самим партнером? Как будут вести себя его родственники? Что произойдет с бизнесом в этот момент?

Поэтому очень важно прописать в партнерском соглашении такие вещи: зоны ответственности, последствия за невыполнение обязательств, вопросы с родственниками и так далее. Партнерские соглашения позволяют на ранней стадии прописать всю процедуру взаимодействия, сотрудничества, деления всех прибылей, убытков и рисков, всей ответственности и так далее.

Почему это важно? Если не ответить на эти вопросы заранее, то в будущем могут начаться обиды и недопонимания, которые могут привести к серьезным последствиям вплоть до потери бизнеса.

Ошибка №2. «Сколько мы в итоге вложили и куда делись деньги?»

У начинающих предпринимателей всегда очень много разных идей, и их часто бросает из одного направления бизнеса в другое. Инна советует на начальном этапе иметь достаточно крепкий финансовый план. В нем должно быть четко прописано, сколько денег планируется потратить и на что.

— Бывают случаи, когда люди тратят огромное количество финансовых средств на ненужные на данном этапе приобретения или услуги сторонних организаций, — говорит эксперт. — А потом люди удивляются: столько вложил, а куда делись деньги? На самом деле начало бизнеса — это большая корзина неопределенностей. Поэтому так важно на старте минимизировать расходы и очень взвешенно подходить к ним.

При этом эксперт подчеркивает нужность ведения управленческого учета всех финансовых средств бизнеса. По ее словам, это помогает отслеживать и анализировать все финансовые потоки.

— Отсутствие подобного учета на первых этапах может обернуться непоправимой ошибкой и привести к краху бизнеса, — говорит она.

Отдельно Инна отмечает наличие денежной подушки безопасности. Обычно ее рассчитывают по простому правилу: затраты на содержание бизнеса в месяц, умноженные на шесть.

Ошибка №3. «Никто не сделает это лучше, чем я»

На начальном этапе молодой предприниматель делает все сам. Компания растет, он работает все больше и больше, в итоге отсутствие возможности и желания делегировать задачи приводит к тому, что нагрузка постоянно увеличивается. Ежедневно возрастающая ответственность и рутина, возможные недоразумения с партнерами вследствие этого приводят к тому, что молодой бизнесмен начинает все больше уставать и происходит выгорание.

— Довольно часто наступает момент, когда до успеха, казалось бы, осталось совсем немного, но предприниматель уже не чувствует в себе сил продолжать вариться в рутине каждого дня и развивать бизнес дальше, он решает закрыть свое дело, — объясняет эксперт. — На этом этапе очень важно, чтобы у людей открывалось второе дыхание. Поэтому, когда кажется, что нет сил двигаться, нужно всегда дать себе месяц-два: остановиться на некоторое время, пересмотреть свое отношение к делу, освободить себя от рутины и зачастую просто подумать, что делать дальше.

И вот как раз этот месяц-второй дает ту самую энергию, чтобы существовать дальше. Исходя из опыта, могу сказать: если человек хочет продолжать развивать свой бизнес сам и закрывать вопросы самостоятельно, то мало шансов, что в перспективе он придет от малого бизнеса к среднему. Если у предпринимателя в планах масштабирование и дальнейшее развитие, тогда, безусловно, ему нужно уметь делегировать свои полномочия, отдавать часть ответственности другим людям и растить свою команду единомышленников.

Ошибка №4. «Как же я его уволю, он же мой друг/родственник»

Молодые предприниматели на начальном этапе развития своего дела, как правило, вовлекают в него друзей или родственников. Их берут на работу, и вроде бы сначала все неплохо, но потом оказывается, что такой работник неэффективен и не в состоянии продолжать начатое дело.

— При работе с родственниками или друзьями очень часто формируется терпимость к неработоспособности сотрудника, — отмечает Инна. — Предприниматель не может выгнать такого человека, потому что их связывают общие воспоминания. Аргументы такие: мол, да Васю я знаю, да он друг с детства, он обидится, а я же хочу с ним дружить. При этом такой работник просто ходит на работу, а пользы компании совершенно не приносит. Вот тут важно понимать, что построение бизнеса — это ежедневная работа. И здесь очень важна общая слаженная команда. Поэтому перед владельцем бизнеса стоит важный вызов: либо топить лодку со всем тем, что уже сделано, либо прояснить ситуацию и прийти к решению об увольнении неэффективного сотрудника или переводе его на другую работу в компании. Вопрос нужно решать безотлагательно.

На начальном этапе очень важно понимать, что успех бизнеса зависит, кроме прочего, от количества профессиональных сотрудников, вовлеченных в этот бизнес.

— Зачастую предприниматели экономят на профессионалах, будучи уверенными, что они какую-то работу сделают не хуже, а может быть, даже и лучше, — добавляет Инна. — Простой пример — раскрутка своего продукта в социальных сетях. Человек считает, что хорошо разбирается в Facebook и Instagram и, начиная рекламу своих продуктов, использует только эти площадки, забывая о других ресурсах, у которых не менее мощный охват и которыми, быть может, еще не пользуются конкуренты. Профессионал сразу познакомил бы его и с другими инструментами, и таких ошибок можно было бы избежать на старте.

Ошибка №5. «Я открыл свою компанию — дальше можно ни о чем не переживать»

— По опыту скажу, что не стоит ждать от малого бизнеса на первом или втором году того, что вы будете получать деньги, практически ничего не делая, — отмечает Инна. — Невозможно открыть несколько бизнесов, сесть и ждать, пока все это заработает само и принесет прибыль. Необходимо ежедневно участвовать во всех процессах — хотя бы на первом этапе. Если ты хочешь, чтобы твой бизнес был успешным, ты должен работать. Помню, когда я в первый раз открыла свое дело, за год у меня было всего 17 выходных — и так продолжалось пару лет.

Каким по срокам будет этот первый этап, каждый для себя определяет сам. При этом отходить от управления можно в случае, если ты структурировал все бизнес-процессы: собрал хорошую команду управленцев, которые готовы брать на себя ответственность, у тебя работают профессионалы, ты смог делегировать им полномочия, у тебя налажен бухгалтерский и управленческий учет, вы платите налоги, а также твой бизнес имеет определенный рост и маржинальность, вы заняли свою нишу на рынке. И на это могут уйти многие годы. В таком случае владелец компании принимает решение о передаче полномочий по руководству предприятием доверенному профессионалу-управленцу. Сам же он становится председателем или членом совета директоров на своем предприятии. Но это уже совсем другая история.

Ошибка №6. «Не задаваться вопросом, насколько адекватен бизнес сегодняшним реалиям»

По мнению эксперта, проверка бизнеса на адекватность — это жизненно необходимое действие.

— В среде таких же партнеров и сотрудников сделать это очень сложно. Очень важно найти иную среду, в которой люди смогут посмотреть на твои решения и действия не как конкуренты, а как независимые эксперты и дать адекватную обратную связь, — отмечает Инна.

Очень важно, по словам Инны, следить за своей репутацией и репутацией своей компании. Она рекомендует хотя бы два раза в месяц мониторить, что пишут о вашей компании на различных площадках, какие отзывы оставляют люди, прислушиваться к конструктиву и умело работать с негативными отзывами, а также сглаживать конфликтные ситуации, как, к примеру, совсем недавно сделал продавец, о котором мы писали в одной из наших заметок.

Ошибка №7. «В бизнес-обучении нет смысла»

Отношение к бизнес-обучению среди начинающих предпринимателей двоякое. Одни люди готовы все время учиться, а другие говорят: мол, я работаю, я сам себе хозяин, и другого мне не нужно. Но Инна отмечает, что сегодня ценность бизнес-образования растет.

— Чтобы понимать, как делать бизнес, нужно постоянно учиться. Причем если на начальном этапе я понимаю, что могу вести любой учет в Excel, то с ростом компании я, как бизнесмен, должен привлекать как можно больше инструментов и компетенций в свое дело, — говорит она.

Современное бизнес-образование — это не только привычные нам академические программы, это еще и обратная связь от преподавателя и самих обучающихся. Если ты хочешь развиваться сам и развивать свой бизнес, то ты принимаешь решение и идешь в бизнес-школу. Там ты будешь учиться вместе с людьми, которые тоже достигли чего-то, например открыли свой бизнес, имеют определенный опыт управления предприятием. Самое интересное, что в кругу себе подобных они делятся своими знаниями совершенно открыто и спокойно могут обмениваться друг с другом опытом, создавая новые бизнесы. Формируется своеобразное бизнес-комьюнити, и это очень большая сила для позитивного и планомерного развития нашего общества.


«Академия бизнеса» открыта «Альфа-Банком» для развития малого и среднего бизнеса. Около тысячи предпринимателей со всей страны могут бесплатно пройти обучение в ключевых для бизнеса сферах. Программы обучения разрабатывали ведущие белорусские бизнес-тренеры и эксперты, тематика широкая — от менеджмента и управления персоналом до интернет-технологий и маркетинга. Обучение проходит в группах по 16—18 человек, а записаться в «Академию бизнеса» можно на портале «Клуба клиентов».

Партнерский спецпроект. ООО «Бренд-Мэйд», УНН 190638310

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка