Бизнесмен Павел Бочарников: белорусы заживут значительно лучше, когда научатся договариваться, забирая и отдавая долги

14 682
31 июля 2018 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка

Бизнесмен Павел Бочарников: белорусы заживут значительно лучше, когда научатся договариваться, забирая и отдавая долги

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Павел Бочарников — предприниматель, инвестор, основатель сервиса по списанию долгов dolgovnet.by. Предпринимательской деятельностью занимается с 1997 года. За это время создал инженерную компанию, специализирующуюся на охранных системах, и расширил ее профиль до производства противопожарного оборудования, основал компанию по оказанию строительных услуг, производству шоколада ручной работы, IT-компанию. В настоящее время собственник восьми предприятий.
Регулярно слышу стенания директоров частных и государственных предприятий о том, что развиваться невозможно из-за постоянных долгов, которые партнеры возвращают месяцами, а порой годами. Мол, нам бы порядочный рынок, с порядочными, платежеспособными бизнесменами, — и экономическое колесо Беларуси завертелось бы намного быстрее, когда в нем бежали бы здоровые, ответственные белки. А так из-за неплатежей не растет зарплата, срываются сделки и простаивают станки. Долги измотали нашу экономику, они становятся причиной того, что многие предприятия с конкурентоспособной продукцией и неосвоенными рынками неожиданно идут ко дну. А вместе с ними ко дну идут и сотни рядовых работников, которые лишились приличного заработка.

Сейчас я объясню, в чем здесь хитрость, людям, которые пережили банкротство предприятия, где они проработали много лет, или ждут этого неприятного события со дня на день. Так вот, в большинстве случаев трагедия произошла не потому, что злые партнеры вовремя не заплатили, а потому, что ваши руководители оказались негибкими и не сумели договориться. То есть директорат вашей почившей или находящейся в состоянии агонии фирмы в большинстве возникших проблем виноват сам. Давайте посмотрим на происходящее со стороны.

Сегодня при длинном списке кредиторов очередность оплаты превращается в предмет торга. Если деньги в дефиците, а директор предприятия решает, кому и когда выплатить долг, то это сразу порождает потенциальную коррупционную схему: «я оплачу тому, кто мне ближе». А ведь есть разумные и законные способы избавиться от долговой нагрузки. Первое — продать свою дебиторскую задолженность, получить деньги и безболезненно рассчитаться со всеми кредиторами. Второе — договориться и списать все задолженности по цепочке. И при этом не нарушить законодательство.

Когда мы начали заниматься взысканием дебиторской задолженности, увидели, как прекрасные предприятия, с которыми мы успешно сотрудничали годами, становятся злостными неплательщиками не потому, что они плохие и стремятся кого-то «кинуть». Все хотели рассчитаться и дальше продолжить свою работу, но при этом у них не было поступлений от следующих игроков рынка. То есть отдать долги нам они смогли бы только после того, как вернули бы задолженность им.

На первый взгляд ситуация патовая. Но после того, как мы изучили ее глубже, раскрылась следующая картина: строительные предприятия (особенно государственные), являющиеся нашими должниками, ждали у моря погоды. При этом должники этих строительных предприятий держали на своих складах массу товаров, многие из которых были не просто востребованными, а даже дефицитными.

В итоге мы применяли гибкий подход: не требовали у должника денег, а смотрели, можем ли решить проблему путем перераспределения долга по принципу «вы должны нам, они — вам, давайте поменяемся долгом и закроем вопрос». И это работало.

Анекдот в тему. Богатый турист приехал в провинциальный городок, зашел в гостиницу и говорит: «Мне нужен номер». Портье отвечает, что номер стоит $100. Турист дает в залог деньги и идет смотреть, подходят ли ему апартаменты. В этот момент портье стремглав бежит и отдает $100 булочнику, которому уже давно задолжал. Булочник эти деньги сразу передал вознице, который уже давно ждал гонорар за доставку. Возница вернул полицейскому $100 просроченного штрафа. Полицейский вернул портье $100 долга, которые брал у него по дружбе взаймы еще год назад. В этот момент на ресепшен вернулся турист, которому не понравился номер. Он забрал залоговые деньги и ушел восвояси. Никто богаче не стал. Но в итоге весь городок начал жить спокойнее и с перспективой смотрит в будущее.

Говоря очень грубо, мы воспользовались этим принципом, и в результате уже к началу 2016-го все мои компании избавились от долговых обязательств. Мы были согласны на любой товар, на любой зачет, на любые комбинации, которые бы позволили закрыть вопросы и дать себе и партнерам работать дальше, а не сидеть с эфемерным осознанием того, что нам должны много и мы богаты тем, что нам много должны.

Проблемы возникали только из-за неумения договариваться людей, которые зафиксировали у себя в голове какую-то конкретную цифру долга. Она же, конечно, выросла, обросла штрафными санкциями, процентами… Долги, в том числе и штрафы, уже воспринимались руководителями предприятий как свои деньги. Но ведь их на руках не было. Торговцы воздухом!

Опираясь на свой практический опыт и изучив проблему со всех сторон, мы создали проект, который может позволить решить проблему современным способом. Работает он примерно так: существует виртуальная база данных задолженностей предприятий друг перед другом, и, поместив в нее информацию о своих кредиторах или неоплаченных счетах, вы даете возможность программе подобрать цепочку взаимозачета долгов. Произойдет, по сути, история, которую я рассказал в анекдоте выше. Более того, наша площадка дает предприятиям возможность продавать или покупать долги (сейчас это стало реально в рамках указа президента №154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)»).

Я уверен, что если руководители государственных и коммерческих предприятий перестанут сидеть на своих долгах и предоставят информацию в общий доступ, то все от этого только выиграют. Кредиторская задолженность предприятий в нашей стране составляет свыше 46 млрд рублей. Дебиторская — почти 35 млрд. Математическое моделирование, которое провели наши эксперты, показало, что с помощью взаимозачета долгов совершенно реалистично списание около 20% — порядка 7 млрд рублей. Думаю, что при наличии полной базы о задолженностях по всей республике есть вероятность списать таким образом до 50% всех просроченных долгов.

Давайте посмотрим еще раз, каким образом это коснется рядового читателя. Очень важно понимать, что проблемы, которые я описываю, не просто головная боль руководителей, — они напрямую влияют на финансовое благополучие каждого. Задолженности парализуют полноценную работу предприятия, снижают объемы производства и услуг, которые оно предоставляет. Очевидно, что это приводит к снижению заработной платы и в самых тяжелых случаях — задержкам по ее выплате.

С другой стороны, риски задолженности — то финансовое бремя, которое однозначно рано или поздно ложится на простого покупателя. Потому как любой бизнесмен, оценивая вероятность таких рисков (а они у нас, к сожалению, высоки), закладывает их в себестоимость продукции.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by