«Кем я только не работал — даже памятники на кладбище устанавливал». Как маркетолог из Жодино решил сменить профессию и ушел в IT

28 июля 2018 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка

«Кем я только не работал — даже памятники на кладбище устанавливал». Как маркетолог из Жодино решил сменить профессию и ушел в IT

Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка

Семь лет назад молодой выпускник вуза Дима думал, что диплом сразу же откроет ему все двери. Сейчас он улыбается своей наивности. А тогда весь год искал работу, перебиваясь случайными заработками, которые подкидывали друзья. Да и потом, когда решил сменить сферу деятельности, понадобилось шесть лет, чтобы найти то самое место мечты.

Дмитрий уехал из Жодино в 15 лет. После 9-го класса поступил в Высший колледж связи, чтобы в будущем заниматься обслуживанием телекоммуникационных сетей. Четыре года отучился и решил, что лучше будет маркетологом. К коркам добавился и диплом о высшем образовании.

— Работать начал еще в студенческие времена, правда, это были различные подработки, ничего постоянного, — говорит он. — Настоящие поиски работы начались после того, как я получил диплом. Распределения у меня не было, поэтому пришлось искать место самому. Кто знал, что человек, получив высшее образование, оказался никому не нужен? 2011 год, кризис и парадоксы белорусского рынка труда: молодой специалист без опыта работы никому не нужен. А где его взять, этот опыт, если ты буквально вчера окончил свое учебное заведение? Почти год я витал в облаках и думал, что все-таки найду работу по своей вузовской специальности. Но так и не нашел.

«Уволился в никуда — это было большой ошибкой»

Через год безуспешных поисков парень решил поменять сферу. Ему нравилось все, что связано с компьютерами, поэтому решил пойти в IT. Но как попасть в эту сферу, не имея абсолютно никакого опыта и особенных знаний? Дима решил начинать с простого.

— Знакомые подсказали, что в отделе образования в Жодино нужен системный администратор. Решил попробовать. Меня взяли — вернулся домой, — вспоминает он. — Зарплата была небольшая, зато набрался какого-то опыта. Параллельно мониторил вакансии и увидел, что в одном из столичных проектных институтов нужен сисадмин. Отправил резюме — меня взяли. Два года там отработал. Организация большая, поэтому за такое короткое время успел набраться опыта. Со временем я понял, что перерос эту организацию, и уволился в никуда. Это было большой ошибкой.

Эта ошибка и привела к тому, что у парня началась эпопея с поиском работы. Говорит, периоды безработицы могли длиться до трех-четырех месяцев, приходилось браться за любую возможность подзаработать.

— Чем только я не занимался: восстановление бэушных деталей автомобилей, стройка, сборка различного оборудования для троллейбусов, даже надгробные памятники устанавливал, — качает головой Дмитрий. — Ну а куда было деваться? Деньги нужны, чего-то стоящего в перспективе не было — все лучше, чем сидеть на шее у родителей.

Парень пытался открыть свое дело по IT-профилю, но первый опыт был далеко не позитивным. Молодой предприниматель начал пробуксовывать со старта, особенно остро стояла проблема с отчислениями в Фонд социальной защиты населения.

— Если ты работаешь только как ИП, ты должен платить в ФСЗН 35% от минимальной зарплаты вне зависимости от того, есть у тебя доход или нет. На тот момент это было 73 деноминированных рубля в месяц (минимальная зарплата тогда была 210 деноминированных рублей), — объясняет он. — Тогда появился закон о тунеядстве, и я посчитал, что дешевле заплатить этот налог, чем каждый месяц делать взнос в ФСЗН.

«Не хочу сказать ничего плохого про завод, но там ни зарплата не соответствовала времени, ни технологии»

В конце концов Дима решил закрыть ИП и уехать обратно в Жодино. Говорит, что на тот момент у него не было никакой возможности зацепиться за Минск. На дворе стоял 2014 год. Да, были подработки, но нормальной работы, чтобы хорошо чувствовать себя в столице (снимать квартиру и как-то жить), он не находил.

— Пришлось возвращаться домой. Грызла совесть. Ну, как это так: ты взрослый человек, тебе 26—27 лет, а ты не можешь найти нормальную работу и периодически приходится пользоваться поддержкой родителей? С другой стороны, была такая ситуация на рынке труда, и ничего с этим не поделаешь, хоть ты расшибись, — разводит руками парень.

В Жодино на одном из заводов открылась вакансия системного администратора. Дима решил податься туда. Зарплата опять была небольшая (в районе 250—300 рублей), но другого выхода не было. Правда, завод Диму особенно не впечатлил.

— Я не хочу сказать ничего плохого про завод, но там ни зарплата не соответствовала времени, ни технологии, — говорит парень. — Там встречались компьютеры, которые работали на Windows 98.

Буквально через год парень понял: на заводе ему скучно, свое место он снова перерос. Тогда Дима продолжил поиски. Более-менее хорошее место в IT он нашел два года назад: устроился в большой дата-центр. Работал в отделе мониторинга. Получил очень хороший опыт, так как подобных организаций в стране не много. Правда, через какое-то время опять понял, что хочет двигаться дальше, и снова начал искать работу.

«Осознал, что не суперзвезда и что мне многому еще нужно учиться»

Дмитрий говорит, что с 2013 года он успел разослать более 600 резюме на русском и английском, потратить десятки часов на выполнение тестовых заданий и столько же на собеседования.

— Многие организации проводят двухступенчатый отбор. Я попадал на второе собеседование, когда там приходили по три-пять человек, и оказаться среди них — это хороший уровень. Но чего-то не хватало, и меня не брали. Обидно было, после десятого собеседования прямо отчаивался: ну как же так? Но потом опять брал себя в руки и откликался на вакансию, — объясняет он. — Фактически поиск хорошей работы для меня тоже превратился в работу: учишься писать резюме, читаешь статьи и литературу о том, как правильно вести деловую переписку, как держаться на собеседованиях.

Выяснилось, что очень важно уметь «продать себя». Ведь можно быть классным специалистом, но если ты не можешь рассказать об этом, то никто этого не узнает. При этом главное — не переусердствовать и не выдумывать. Везде есть испытательный срок, и вранье все равно всплывет. А вообще, оказалось, что можно даже свои минусы преподнести как плюсы: к примеру, ты чего-то не знаешь, зато ты упорный и готов узнавать новое.

— Честно говоря, походив по такому большому количеству собеседований, узнаешь свое место, которое ты занимаешь в профессии, — делится опытом парень. — Плюс понимаешь, чего от тебя хотят и к чему тебе еще нужно стремиться. Я, к примеру, понял, что не дурак, а еще за это время получил неплохой опыт, несмотря на отсутствие профильного высшего образования. Но при этом осознал, что не суперзвезда и что мне многому еще нужно учиться.

«Некоторые скажут, что шесть мест работы за семь лет — это очень много»

Последний рывок к нынешней хорошей работе (а это уже седьмое по счету место) Дима совершил в мае прошлого года — попытался пробиться на курсы от ЕРАМ. И сделал это. Правда, в свои 28 он был одним из самых старших в группе. Курсы завершились в декабре прошлого года, а с января парень уже официально устроился в крупную столичную IT-компанию.

— Пока я всем доволен: и зарплатой, особенно по сравнению с госучреждениями, и отношением, и задачами, и обучением, — улыбается Дмитрий. — Некоторые скажут, что шесть мест работы за семь лет — это очень много. Наверное, но ничего с этим уже не сделаешь. Я бы и сам был рад с первого раза отыскать нужное место и работать там, но не случилось.

Что касается зависти к айтишникам, то в моем окружении ее нет. А комментарии на форуме… Да, я вижу, что завидуют зарплатам, однако не стоит забывать, что, хоть IT-сфера сейчас и одна из прибыльных, но айтишникам деньги не падают с неба. Люди постоянно перерабатывают, учатся, ходят на курсы и очень-очень много работают, чтобы получить результат.

Да, работа сложная и тяжелая. Но знаете, что здорово? В эту сферу при желании может прийти каждый, несмотря на возраст. Нет ничего невозможного. Просто под лежачий камень вода не течет, и каждый человек — кузнец своего счастья. Руководствуясь этими двумя принципами, я, собственно говоря, и не остановился. Хоть и потратил годы, но нашел то, что так долго искал.

Вакансии на «Барахолке» Onliner.by

Больше историй о трудоустройстве простых белорусов читайте по ссылке
Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by