Журналист Onliner.by Полина Шумицкая: «Белорусы не умеют получать удовольствие от жизни. Пора учиться у французов»

19 июля 2018 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner.by Полина Шумицкая: «Белорусы не умеют получать удовольствие от жизни. Пора учиться у французов»

Автор: Дмитрий Корсак
Полина Шумицкая — журналист Onliner.by. Выиграла конкурс на лучший текст и улетела в Париж знакомиться с журналистами Le Monde и Agence France-Presse. В очередной раз побывав в Париже, вернулась с интересным антропологическим открытием: французы умеют получать от жизни удовольствие, а мы, белорусы, — нет.
Вообще, писать про удовольствие сложно. В голове сразу же возникают суровые голоса «правильной» советской закалки: «Позор!», «Тунеядство!», «Растление молодежи!». В нашей культуре удовольствие глубоко и надежно заблокировано стыдом, виной и страхом. Действительно, не хватало еще, чтобы люди наслаждались жизнью! Установка «страдать, терпеть, вкалывать» вместо «получать удовольствие, наслаждаться, предаваться ничегонеделанию» проявляется во всем. Мало того, терпение и преодоление преподносятся как очевидные достоинства, светлый идеал, к которому должен стремиться каждый.

Даже в языке понятия «ничегонеделание» с положительной коннотацией почти не существует. Откройте словарь синонимов: бездельничать, ловить мух, разгильдяйствовать, прохлаждаться, валять дурака, лениться, считать ворон, бить баклуши, плевать в потолок, груши околачивать, филонить… Язык демонстрирует, насколько мы заточены под чувство стыда и обвинение «тунеядцев» — словно дети, которые в страхе сидят в комнате и ждут, когда придет строгая мама и накажет за несделанные уроки. Выходит, вина перед удовольствием — признак недостаточной зрелости, инфантилизма. Мы до сих пор ждем разрешения «родителей», чтобы радоваться жизни.

Мы не понимаем ценности бездействия. Не позволяем себе отдыхать. Во главе мироустройства стоит древняя, как мир, попытка делать бессмысленную, но непрекращающуюся работу. Даже если твоя фамилия не Стаханов, ты все равно помнишь, что пятилетку-то нужно уложить в три года. Только у нас, по-моему, возможны эти странные должности, при которых нужно перебирать бумажки ровно до 18:00. Зачем это бессмысленное «отбывание повинности» до шести? Нет, не задавайте странных вопросов. «Абы работаў!»

Белорусы всегда при деле: в офисе, дома, на даче, на ужине с друзьями. Пишут, звонят, телеграфируют, отправляют факсы, заключают договоры, подсчитывают себестоимость, твитят, постят, копают, садят, полют. Если ты не перебираешь горох с фасолью, то тебя обязательно осудят. Но в этой вечной тревожной занятости мы упускаем мелочи, которые и приносят удовольствие.

Когда мне говорят, что способность наслаждаться прямо пропорциональна годовому ВВП страны, я не могу с этим согласиться. Ведь самое главное — это умение получать удовольствие от обыденности, простых вещей, мелочей. Разве свежезастеленное, чистое и хрустящее постельное белье, любимая музыка в машине, сладкий запах липы, напоминающий детство, или душевный разговор с другом стоят больших денег? Или вот такие «ерунда и глупости», которые всегда под рукой: красиво сервировать завтрак, поцеловать детей в лоб, разобрать конверты со старыми черно-белыми фотографиями молодых родителей…

Нет, среднестатистическая белоруска N, как прямой потомок Стаханова, пренебрегает такими деталями. А типичный белорусский мужчина-трудоголик Z в самом соку рассуждает: «Пытался ничего не делать на выходных, но, честно говоря, я собой не доволен: целых два дня коту под хвост! Столько работы можно было переделать!»

И даже на отдыхе мы не позволяем себе отдыхать. Представьте такую картину. Белорусские туристы пересекают границу и оказываются в Париже. Они встали в пять утра, чтобы не опоздать на рейс, а заселились в отель в третьем часу дня. Устали, хотят поспать и восстановить силы. Но нет, какое там, забудьте про свои желания и потребности — терпеть и страдать, ребята, Париж у ваших ног. На улице +30, а у плавящегося под солнцем Лувра бесконечные очереди туристов. За углом сотни ресторанчиков со столиками на улице и прохладным вином в охлажденных бокалах. Бесконечная очередь на жаре и Лувр, который все равно за день не успеешь толком посмотреть, но «надо», или медленный бокал молодого Кот-дю-Рон? Вы поняли, да. Жара. Очередь. Галоп по залам Лувра.

Французы не совершают такого насилия над собой во имя «надо». По крайней мере парижане. Кажется, их главное занятие — это сидеть за столиком на улице, на террасе кафе и медленно пить чашку кофе или бокал вина, разглядывая, как одна половина Парижа проходит мимо второй. Они постигли мудрость веков: отдых — это неотъемлемая часть жизни, виток цикла «напряжение — расслабление — напряжение».

Если парижанин пьет пиво, то непременно белое, с лимоном. А на закуску у него оливки. Если пикник, то прямо в центре города, под шум и гул машин, на аккуратно подстриженной лужайке между Дворцом инвалидов, офисом Air France, Министерством иностранных дел Франции и позолоченным мостом Александра III. Потому что по кайфу!

…Площадь Трокадеро залита солнцем, улица шумит от голосов парижан и туристов, оживленно болтающих за столиками на террасах, я сижу в Le Malakoff, а группы японцев целеустремленно идут мимо меня к Эйфелевой башне. Я никуда не спешу. Мне хорошо. За столиком напротив сидит француженка с большим и лохматым симпатичным псом. Официант принес ему миску воды. Собака радостно разбрызгивает холодную воду вокруг себя, а потом облизывает хозяйку большим шершавым языком. Та заливается от смеха. Все это наблюдает еще один случайный свидетель, среднестатистический француз G. Мы с ним смотрим друг на друга — и тоже начинаем смеяться. Вот просто от того, что пес такой лохматый и добрый, от того, что они с хозяйкой любят друг друга, от того, что жизнь хороша!

Возможно ли смеяться вместе с незнакомцем на террасе белорусского брассери? Пожалуй, этот вопрос закрывается еще на пункте с появлением собаки в ресторане, потому что в Минске «не паложана».

Причем умение наслаждаться обязательно связано и с другой полярностью — умением открыто переживать тяжелые чувства. Я шла по тенистой улице вдоль Сены и увидела француженку, которая ехала на велосипеде и… горько плакала. Да-да, с ветерком неслась по широкому бульвару и не прятала слез. В этом было много искренности. Мне сложно представить белоруску в такой ситуации, ведь у нас принято держать лицо любой ценой. Но плата в итоге становится слишком высокой: вместе с волевой выдержкой приходит и полное отсутствие фейерверков радости.

Подчеркну: моя колонка — не о том, что мы хуже. Ни разу. Но реальность действительно такова: опция «получать удовольствие» не встроена в психику среднестатистического белоруса. А значит, нужно учиться, настраивать антенки, приучать мозг к наслаждению и поиску хорошего в своей жизни. Вот прямо через силу и сопротивление устраивать себе ежедневный час ничегонеделания. Медленно пить чашку чая по утрам и смотреть на рассвет. Закрывать соцсети и идти топтать траву босыми ногами. Сложно, конечно, но нам ведь не привыкать к трудностям, правда?

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by