20 975
11 июля 2018 в 14:01
Автор: Александр Владыко. Фото: Влад Борисевич

Фоторепортаж с гранатовой фермы: 5 евро за стакан сока? Легко

Автор: Александр Владыко. Фото: Влад Борисевич

Есть на планете теплые места и диковинные сады. Один из таких разбит в округе кипрского Лимасола, возле небольшого городка Аcгата. Двое братьев руководят фермой из 65 тыс. гранатовых деревьев. Вместе с ребятами из Follow Me мы отправились знакомиться и смотреть, как из ягоды достают сочные зернышки.

— Вот здесь были горы. Когда нам понадобилась дополнительная земля, мы решили взять в аренду машину, срезающую камни и оставляющую после себя ровную дорогу. Оказалось слишком дорого — пришлось купить машину, — рассказывает Михалис Клеопа.

Нельзя сказать, что история Михалиса и его брата Рафаэла похожа на золушкину. У парней отец — местный уважаемый человек, который, конечно, помог со «стартовой землей». Но сейчас стараются именно братья.

12 лет назад семья Клеопа купила в Израиле 65 тыс. деревьев сорта Wonderful — на Кипре много своего граната, но израильские селекционеры добились выдающихся успехов. Каждое дерево (при отсутствии форс-мажорных обстоятельств) приносит в год не менее 50 гранатин (так называется плод). Каждая — весом от 1 до 1,7 кг. Но весу радуется и скотина (ей скармливают шелуху). Главное, что внутри — исключительно сладкие зерна, необходимые для производства сока.

Так деревья выглядели поздней весной. Везде — полив и натянутая проволока, чтобы ветви выдержали.

— Урожай созреет к сентябрю. Вплоть до ноября мы будем вести его сбор, — рассказывает Михалис. — В складском холодильнике гранатины могут лежать до апреля. Мы чистим их, делая сок или просто продавая зерна, в зависимости от спроса. После апреля возникает небольшой провал по собственному сырью. Поэтому ягоды мы везем из Перу — там как раз урожая в это время вдоволь. Перуанский гранат сладкий, хотя сильно мельче нашего.

В высокий сезон отжимом сока занимается машина.

— Мы ее сами конструировали, поэтому не хотелось бы выставлять на всеобщее обозрение. Главное, что с ее помощью в день можно производить до 5 тыс. бутылочек сока и получать неразломанные семечки — из них мы позже отожмем масло.

Но во время нашего посещения сезон высоким не был, поэтому зерна доставали вручную.

Как правильно разделывать гранат, вы наверняка знаете: круговым движением ножа срезаете «крышку», делаете надрезы по перемычкам — и перед вами аккуратные дольки. Местные специалистки делают это со скоростью молнии. Одна чистит — вторая круглой палочкой стучит по внешней стороне дольки, выбивая зерна.

За эту работу, по словам Михалиса, платят 5 евро в час.

1 кг граната — 1 бутылочка сока объемом 250 мл. Выжатый сок можно хранить в холодильнике всего 8 дней. Потом он медленно превращается в уксус. Зернышки упаковывают в контейнеры под пленку — упаковки лежат на полках магазинов или отправляются в рестораны.

— Бутылочка нашего сока стоит от 3 евро, — рассказывают хозяева бизнеса. — Если продавец жадный, то в сезон можно и по 5 продавать.

К слову, такая же цена на полках европейских магазинов, куда компания экспортирует свою продукцию. Братья предлагают подумать насчет поставок в Беларусь, но натыкаются на рациональные сомнения.

По поводу сока на полках наших магазинов киприоты саркастично улыбаются: «Если у вас есть 100-процентный сок по цене в $2—3 за литр, мы готовы выкупить все ягоды, из которых его выжимают».

Читайте также: