Закон «О защите прав потребителей» в новой редакции опубликован: никаких паспортов при возврате денег и ожидание правил по подарочным сертификатам

 
32 341
26 июня 2018 в 12:23
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

МАРТ прокомментировал опубликованный на днях закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь „О защите прав потребителей“». Теоретически в нем предусмотрены ответы на все жалобы покупателей и пожелания бизнеса.

Вот основные изменения, к которым нужно готовиться (закон вступает в силу 23 декабря 2018 года). Комментарий Алины Гилевич, пресс-секретаря МАРТ.

Информация о товаре «в целях создания условия для осознанного выбора»

Закон дополнен нормами о том, что до потребителя должна доводиться информация:

  • о стране происхождения товара, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают;
  • о классе энергоэффективности товаров (по перечню, предусмотренному законодательством и техническими регламентами). Например, в маркировке холодильников, стиральных и посудомоечных машин и др.
  • субъекты, реализующие товары дистанционно через рекламу или иные информационные источники (в том числе через интернет), обязаны будут в этих источниках указывать цену реализуемого продукта шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании.

— Это позволит сделать информацию читабельной для потребителей и снизить количество случаев введения их в заблуждение относительно стоимости покупки, — считает МАРТ.

Также в законе уточнена тема языка предоставляемой информации. Теперь информация будет «на белорусском и (или) русском языках» вместо закрепленной сегодня альтернативы — «на белорусском или русском языке».

Оплата и возврат денег

Потребитель может оплатить товар в наличной и безналичной форме. При этом введен запрет на установление субъектом различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты.

К тому же будет наконец запрещено истребовать паспорт у покупателя (как и любой другой документ, удостоверяющий личность) при возврате денег.

По аналогии с правом потребителя на возврат качественного товара, предусматривается право потребителя на односторонний отказ от договора о выполнении работы (услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

Предусматривается обязанность потребителя при возврате качественного товара вернуть его в упаковке, в которой он был продан.

Подарочные сертификаты — обязательно, но позже

— Много потребительских споров и жалоб в последнее время порождается отсутствием должного регулирования оборота подарочных сертификатов: просроченные, обмен на деньги и другие вопросы. Эти правила будут выпущены отдельным подзаконным актом, — рассказала Алина Гилевич. — Разработка соответствующего нормативного правового акта должна быть завершена к сроку вступления в силу закона, то есть к 23 декабря 2018 года.

Для бизнеса: вернуть дорогие товары через 30 дней можно будет только в двух случаях

Устанавливается иной порядок заявления требований в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. По истечении 30 дней после покупки потребитель вправе заявить требование о замене или возврате такого товара только в двух случаях:

  • при выявлении существенного недостатка;
  • при нарушении субъектом сроков безвозмездного ремонта.

Предусматривается возможность увеличения с письменного согласия потребителя срока бесплатного (гарантийного) ремонта с 14 до 30 дней. Поправка обусловлена случаями объективной необходимости установления более длительных сроков ремонта (например, в связи с дозаказом комплектующих, запасных частей и т. д.).

Предусматривается право продавца (изготовителя, поставщика, ремонтной организации) взыскать расходы на хранение товара с потребителей, которые по истечении двух месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не являются за товаром без уважительных причин.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!