«Для каждой третьей белоруски материнство — это полный нокаут, а не абсолютное счастье». Честный разговор о появлении детей в семье

25 мая 2018 в 8:00
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский, иллюстрации Олег Гирель

«Для каждой третьей белоруски материнство — это полный нокаут, а не абсолютное счастье». Честный разговор о появлении детей в семье

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский, иллюстрации Олег Гирель

Социальные установки неумолимы: родившая женщина должна быть безмерно счастлива — и точка. Ей предписывается умиляться розовощекому ангелочку в рюшах 24/7. Имеет ли такое «зефирное» представление о материнстве что-то общее с реальностью? Не совсем. Оказывается, не меньше трети белорусок после рождения ребенка испытывают отчаяние, истощение и даже нежелание жить. Onliner.by попробовал развеять мифы и честно поговорить о том, что происходит в семье после родов, с акушером-гинекологом Марией Такуновой.

Коротко. О чем тут речь

Кто это?

Мария Такунова — практикующий акушер-гинеколог, врач ультразвуковой диагностики, сертифицированный консультант по грудному вскармливанию. Жена, мама двоих сыновей в декрете. После опыта работы в женской консультации и роддоме открыла собственную школу материнства и женского здоровья «Лира», где сопровождает родителей от этапа планирования беременности до налаживания отношений с появившимся ребенком. Учит искать баланс между естественным и строго медицинским подходом: «Нет идеального сценария родов для всех — как нет и идеального сценария материнства. Для одних правильно родить „по Одену“, а для других кесарево сечение — это лучший вариант. Я принимаю все стороны». Один из авторов проекта «Мама родилась».

«Женщины думают: рожу — и начнется сплошное счастье, буду как Мадонна на картине»

— Общество давит на беременных и только что родивших матерей железобетонной установкой — «материнство — это абсолютное счастье». Женщине предписывается быть радостной, довольной, полной оптимизма и умиляться своим карапузом с утра до вечера. А что на самом деле? Для каждой третьей женщины материнство — это истощение, тяжелая депрессия и полный нокаут, не так ли?

— Да, все именно так. Мы провели опрос среди 151 женщины во время подготовки проекта «Мама родилась», и каждая третья оценила свое эмоционально-физическое состояние в первые два месяца после родов как очень тяжелое. 37% респонденток поставили оценку 4 и ниже по 10-балльной шкале. Это оценивается как «очень плохо».

— Не могут ли эти цифры быть занижены? Возможно, женщине хотелось написать «Да это просто жесть!», но снова помешали социальные установки: «Нет, я не поставлю галочку на ноль. Я никому не признаюсь, что мне тяжело. Я Бэтмен!»

— Да, такое запросто может быть.

Почему вообще происходит так, что женщинам очень тяжело после рождения ребенка? Во многом ситуация объясняется тем, что пары тщательно готовятся только к беременности и родам. Думают над тем, какой старт дадут своему младенцу. И кажется: «Рожу — и все, дело сделано, самое страшное позади, начнется сплошное счастье, вот же он, малышик, я буду с ним на руках, как Мадонна на картине да Винчи».

А по факту получается, что многие мамы не готовы к тому, что их жизнь резко сделает поворот на 180 градусов.

Мамы, которые привыкли быть максимально социальными, имеют большой круг знакомств, в первые месяцы жизни ребенка внезапно становятся привязаны к дому и к младенцу — это серьезный стресс. Или, например, не спать семь суток подряд — тоже неожиданный поворот судьбы.

Плюс многие женщины сталкиваются с тем, что не готовы принять свое новое тело после родов. Это обвисший первое время животик, изменения в груди, ощущения боли от рубцов и швов. Даже размер ноги зачастую увеличивается. Мама банально не сможет надеть свои любимые туфли.

Эмоциональный фон тоже играет огромную роль. После родов резко растет уровень пролактина (гормон, который способствует появлению молока. — Прим. Onliner.by), падает прогестерон, низкий уровень эстрогенов (эстроген отвечает за сексуальное влечение женщины. — Прим. Onliner.by). Мама подвержена сильным эмоциональным качелям: в одну минуту она плачет, обижается, в другую — умиляется ребенку. Это состояние называется «беби-блюз».

— Такая лирическая «грусть рожениц»?

— Да. Это то, что испытывает женщина в первые недели после рождения ребенка: состояние приходящей печали, плаксивость, сниженное нестабильное настроение, иногда раздражительность. Но многие женщины, заранее начитавшись про послеродовую депрессию, сразу думают, что с ними что-то не так: «Все, мне конец, я депрессирую!» Нет, на самом деле все в порядке. Абсолютно спокойно можно поплакать, даже если на то нет причины, пообижаться или погрустить. Это нормально. Это «беби-блюз», с которым сталкивается 98% родивших женщин. Пик обычно приходится на третьи сутки после родов, когда максимально падает уровень эндорфинов.

«Ребенок плачет, а у тебя возникает только одна мысль: „Ну вот опять! Да сколько ж можно?!“»

— То есть о послеродовой депрессии лучше вообще не говорить, чтобы не волновать мнительных читательниц?

— Нет, говорить, конечно, нужно. И в первую очередь — о разнице между «беби-блюзом» и настоящей депрессией. Послеродовая депрессия проявляется совсем иначе: мама глубоко запечатана в своих переживаниях. Основная ее эмоция — это безразличие. Она может менять подгузник ребенку, мыть ему попу, кормить, но делать все это абсолютно механически.

— Вот цитаты реальных женщин об их опыте материнства в первые три года после рождения ребенка: «мне хочется кричать и плакать, но ведь у меня все хорошо», «ощущение пустоты, потерянности и безысходности», «срок тюремно-каторжного заключения», «изнурительный опыт», «иногда хотелось просто выйти в окно»… Это и есть послеродовая депрессия?

— По одним фразам судить нельзя. Если это пик «беби-блюза», то да, в какую-то минуту женщина может чувствовать безысходность, а потом ребенок ей улыбнется — и она уже забыла обо всех плохих мыслях. Но если мама каждый день ловит себя на ощущении, что жизнь невыносима и бессмысленна, — тогда да, это послеродовая депрессия.

Назову конкретные признаки депрессии. Во-первых, это состояние безразличия. Например, когда плачет твой ребенок, у тебя не возникает моментальный импульс подбежать и взять его на руки, а только мысль: «Ну вот опять! Да сколько ж можно?!» Во-вторых, постоянное недовольство жизнью, которое, как большое пятно, разрастается на все сферы: погода плохая, муж плохой, ребенок плохой, в квартире все плохо, я неудачница. Постоянное самобичевание. Чувство вины. Бессонница. И в крайнем случае — мысли о том, зачем жить. Самая большая опасность послеродовой депрессии — мама может принять фатальное решение: «Зачем жить? Проще выйти в окно». Если семья или сама женщина видят, что с ней происходит что-то подобное, то нужно искать помощь у специалистов — психологов, которые занимаются вопросами послеродового восстановления. Можно обратиться в мою школу, мы поможем с контактами.

Важно говорить женщинам о том, что с рождением ребенка она теряет одно, но приобретает другое. Статус мамы — это прекрасно, здорово! Даже со всеми нюансами фигуры и прочего. Но многие мамы этого не понимают. Они стремятся следовать каким-то навязанным идеалам: кристальная чистота в доме, 35 блюд на столе, все удовольствия — мужу, а еще ребенок, который идеально спит и ест. Дорогие женщины, так не бывает! Даже думать не нужно об этой идеальности.

В первые дни после родов важно правильно расставить приоритеты, и они должны быть такими: во главе угла — семья с ребенком, а не чистота пола и безупречный макияж.

Взаимоотношения с младенцем, эмоциональный фон — вот что в приоритете. Не пытаться успеть все и сразу, а создавать пространство любви. 35 блюд и кристальная чистота могут отойти на второй план. Вам понадобятся помощники по хозяйству.

— То есть выход — в том, чтобы отказаться от нежизнеспособной установки «Я все могу сама!» и просить о помощи?

— Именно! Обращаться к мужу, бабушкам-дедушкам, друзьям. Кроме того, сейчас много коммерческих клининговых служб. Для наших людей это стыдно: «Ну как же я сама не смогу убрать в квартире?» У нас есть группа, в которой мамы общаются. Некоторые пишут: «Хочу пригласить клининг на дом. Нужно убрать перед этим?» (смеется. — Прим. Onliner.by).

Важно, чтобы родители понимали: для ребенка самое главное — это то, как к нему относятся мама и папа, в каком эмоциональном состоянии они с ним взаимодействуют. Младенцу абсолютно все равно, убрано ли в зале и поглажено ли белье.

Очень часто мама находится в эмоциональной яме, плачет — и ребенок начинает плакать вместе с ней. Она думает: «Господи, мне и так плохо, еще ты тут плачешь!» На самом деле ребенок плачет не от того, что у него плохой характер. Это прямая реакция на слезы матери. Он просто «зеркалит» ее состояние. В других странах, если родители жалуются на повышенное беспокойство ребенка без видимых причин, то первый вопрос, который им задают — «А как чувствует себя мама?».

«Готовьтесь, что первые два месяца вас ждет не жизнь, а выживание»

— Как мужчине грамотно вести себя после рождения ребенка?

— На самом деле папе тоже нелегко приходится и во время беременности, и после. Так что здесь важна взаимная поддержка. Жена должна с любовью и пониманием относиться к мужу, а муж — к жене.

Многим отцам не хватает информации о послеродовом периоде. Они думают: «Вот родишь ты, милая, и закончатся твои капризы и депрессивные моменты. Все вернется на круги своя, станет как до беременности». Но нет, становится еще хуже. Женщина может еще больше отдаляться. Мужчине стоит понимать, что родившийся малыш не умеет сам есть, одеваться, ходить. Ему нужна поддержка. Поэтому женщина бо́льшую часть себя и своего времени отдает ребенку.

Вообще, универсальный принцип — чем больше вы даете, тем больше получаете. Так что мужчина, который хочет получить внимание от своей родившей женщины, сначала должен это внимание дать. Например, сделать так, чтобы у жены было хотя бы три раза по 15 свободных минут в день: утром — на чашку кофе, вечером — принять душ. Это для мамы очень важно. Она будет чувствовать огромную благодарность к своему мужу и в своем сумасшедшем дне найдет время для нежности к супругу.

Мужчине стоит с пониманием относиться к слезам и депрессивным настроениям родившей жены. Я на своих курсах раздаю памятку для пап, где первым пунктом написано: «Готовьтесь, что первые два месяца вас ждет не жизнь, а выживание».

Я посмотрела статистику: на тысячу браков в Беларуси пятьсот разводов, и большинство из них как раз таки приходятся на первые годы жизни маленького ребенка. Это еще раз показывает, насколько сложно бывает семье подстроиться под новый образ жизни.

— Вернемся к одобряемым обществом стандартам. Голливудские звезды показываются на публике уже через месяц после рождения ребенка с идеально стройными талиями и безупречными телами. Они вообще люди или киборги?

— Звезда — это определенный статус и имидж. Грубо говоря, тело — это их работа. Если знаменитости достигают идеальных стандартов, это заслуга огромной команды профессионалов, которая над этим трудится. И не забывайте про фотошоп.

У обычных живых людей животик после родов восстанавливается шесть-девять месяцев. Если говорить о кесаревом сечении, то восстановление организма может занять и год. Стремление к идеальной фигуре с втянутым животиком — это не совсем правильно. Тонкий психологический момент: мама хочет родить и сразу же забыть об этом, избавиться от живота. Как будто она вообще не была беременна и не рожала. С точки зрения природы это нонсенс. Есть особая красота в особенностях материнской фигуры.

Самое страшное — это не животик и растяжки, которые есть у мамы, а ее переживания насчет этих растяжек и животика. И это опять-таки прямой путь к послеродовой депрессии.

«Принесите женщине чашку чая или бутерброд, когда она кормит ребенка, — и вы будете лучшим мужем на свете»

— Еще одно из неприятных физиологических последствий родов — секс перестает приносить удовольствие. Почему?

— Если мама кормит грудью, у нее высокая концентрация пролактина. Этот гормон тормозит либидо, он дает организму женщины внутреннюю установку: «Так, ты только что родила, тебе нужно растить ребенка и кормить его грудью. Мы не готовы к новой беременности и еще одному младенцу». Ведь организм расценивает секс исключительно как продолжение рода.

И вне зависимости от того, кормит мама грудью или нет, сложности с сексуальным желанием можно объяснить страхом («Вдруг будет больно?») или банальной усталостью.

Я наткнулась на интересное австралийское исследование на этот счет. 80% родивших женщин ответили, что испытывали большее удовольствие в сексуальной жизни, если мужья помогали им в быту и ухаживали за ребенком.

— Вот это да!

— А на самом деле все просто. Банально принесите женщине чашку чая или бутерброд, когда она кормит ребенка грудью; спросите, не голодна ли она; дайте ей возможность не спеша принять ванну с любимыми кремами — и вы будете лучшим мужем на свете. Если мама не имеет ни минуты на себя, это тоже прямой путь к послеродовой депрессии.

Папа должен уметь поменять подгузник, погулять с коляской, искупать младенца, успокоить малыша, если он плачет. Взамен мужчина получит спокойную семью, в которую будет хотеть вернуться после работы.

— Для чего возник проект «Мама родилась»?

— В системе государственной медицины больший упор делается на помощь при патологиях и контроль выживаемости. На психологическое состояние матери не обращают внимания. Где женщина получит знания о том, что, если ты плачешь после родов, это нормально, а если прошло много месяцев, а тебя не радует даже улыбка ребенка, то, скорее всего, это депрессия и нужно обратиться за помощью?

Наша позиция такова: каждая мама — самая лучшая мама для своего ребенка. Вот лучше, чем ты есть, для твоего ребенка нет никого! И неважно, родила ты сама или тебе сделали кесарево сечение, кормишь ты грудью или смесью, спишь с малышом вместе или отдельно, — ты самая лучшая мама для своего ребенка. Нашим женщинам, к сожалению, не хватает слов поддержки. Вот хотя бы простого «Ты хорошо справляешься!». Поэтому в нашем проекте «Мама родилась» предусмотрен специальный набор-коробочка, в котором будет в том числе и письмо от реальной мамы со словами поддержки.

К сожалению, в нашем обществе не до конца сформировано понимание того, что быть мамой — это колоссальная работа. Это проявляется даже на языковом уровне. Ведь как говорят? «Сидишь в декрете», «декретный отпуск». Это не отпуск, поверьте. И сидеть в нем не получится. Я честно признаюсь, что устаю.

Я, конечно, волнуюсь, что пары, которые планируют детей, прочитают этот текст и подумают: «Ну все, какой ужас, никогда не будем рожать!» Нет, на самом деле в семье с детьми много счастья и любви. Все бессонные ночи воздадутся сторицей. Если семья вместе пройдет «период выживания», это очень сильно укрепит ее. Сложности — это точно не навсегда. После «срока тюремно-каторжного заключения» вы выйдете на свободу и обнаружите, что заработали миллион.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by