Бизнес-консультант Аркадий Цукер: молодое поколение не ленивое, оно просто не видит смысла работать без удовольствия

37 587
14 мая 2018 в 8:00

Бизнес-консультант Аркадий Цукер: молодое поколение не ленивое, оно просто не видит смысла работать без удовольствия

Аркадий Цукер — управляющий партнер Центра стратегического консалтинга (Россия). Тренер-консультант с 1993 года. Завершил более 700 консалтинговых проектов. Автор 120 научных работ по вопросам инновационного маркетинга, менеджмента и образования. Сейчас участвует в белорусском проекте-исследовании «Пространство для талантов», конечной целью которого является изучение запросов поколения Z на комфортное окружение.
Возможно ли общество, в котором каждый — от главы крупной корпорации до дворника — получает от своей работы удовольствие? Уверен, что вы скажете нет, но я считаю иначе. И вместе со мной, как показали исследования, так же считают миллионы молодых людей, так называемое поколение Y. Эти ребята смотрят на понятия работа и ценности, которые она нам предоставляет, совершенно иначе, чем поколения предыдущие. Наверное, поэтому мы так часто слышим, что «молодежь ленивая», «молодежь поверхностная», «молодежь не готова пахать на результат». На самом деле все иначе — просто молодежь иная, она может себе позволить то, что предыдущим поколениям было недоступно, и активно пользуется этими преимуществами. Стоит ли ее в этом винить? Конечно, нет!

Существует теория поколений, по которой сегодня поколение Y теснит поколение X. Уже на подходе поколение Z. Лично я считаю, что никакого жесткого деления на поколения X, Y, Z нет. Есть несколько паттернов мышления. И если смотреть на ситуацию именно с этой точки зрения, многие непонятные ситуации начинают прояснятся.

Тот паттерн, который свойственен старшему поколению, называют X. Эти люди пережили в детстве или юности крушение мира благополучия (вспомните развал Союза, становление нового государства — такие процессы всегда сопряжены с большими потрясениями). И потому поколение Х своей генеральной задачей считает создание прочной системы материального достатка. Это как бы «замороженное» удовольствие, отложенное во времени.

У современной же молодежи в детстве-юности не было материальной катастрофы. Зато это поколение имеет опыт разных развлечений, игрушек, путешествий с малых лет на море… Как результат, главной задачей этого поколения является получение удовольствия здесь и сейчас.

Возможен ли в бизнесе консенсус между носителями разных паттернов мышления? Проблема в том, что большая часть руководителей привыкли работать в зоне так называемого отчужденного труда. Раньше мы точно знали, что сотрудник приходит на работу за зарплатой, а его реальные жизненные смыслы лежат за пределами офиса. Поэтому мы могли не утруждать себя наполнением работы смыслом. Говорили просто: «Зарплату хочешь? Делай». Очень удобно руководить, когда ты знаешь, что должен дать сотруднику две вещи — задание и зарплату.

Сейчас в офисы приходят люди, которые хотят найти смысл не завтра и не вечером, а непосредственно в работе. Потому что для них важно осмысленно проживать каждое мгновение своей жизни. И они говорят: или дай смысл, или нам скучно и мы так не работаем!

Возникает кризис. Потому что мы, люди, условно называющие себя «иксами», смысл давать не можем, не умеем и даже не понимаем, что его надо давать. Мы к этому не приучены. Поэтому все чаще и чаще возникающий запрос на смысл мы воспринимаем как «они же не хотят работать!».

Цель старшего поколения — это смысл, отложенный «на потом». Сейчас надо просто вкалывать, чтобы заработать, а потом я решу, что с этим надо делать. А у молодежи есть запрос и возможность получать смысл, кайф, драйв каждую минуту! Но когда они приходят с такими установками к работодателю, он им говорит: «Чувак, забудь про кайф, у меня ты будешь просто вкалывать, а поживешь потом — на пенсии!» Но не согласна сейчас молодежь так жить!

Конечно, работодатели могут перестроиться. Но чаще всего я сталкиваюсь с обесцениванием этой молодежи. И желанием ее «нагнуть», заставить работать. А они не заставляются! Ведь деление на поколения весьма условно. Не бывает чистых «иксов» или «игреков»! Когда мы находимся в образе бизнесмена, то ведем себя как «иксы», требуя от сотрудников финансового результата. А в магазине уже являемся «игреками», мечтая получать удовольствие от самого процесса покупки! И нам жутко не нравится, когда продавца волнует только финансовый результат. Возникает «игрекация иксового мышления».

Если раньше в культурном универсуме всегда был только один культурный код, один паттерн мышления, то сейчас наша реальность отличается тем, что в ментальном облаке лежит несколько кодов. И мы можем спокойно выбирать то один, то другой. У нас гардеробное поведение! В зависимости от ситуации мы, как платье или костюм, используем тот паттерн, который нам подходит. И вот мы уже «иксы» в бизнесе, «иксы» как родители, но как покупатели — «игреки», по отношению к своим родителям — «игреки»! Когда в конце года у нас авиамили накопились — мы что делаем? Думаем, куда слетать, чтобы их потратить! Разве это поведение рационального «икса»?

Один из наших клиентов вывел формулу, как работать с поколением игрек: Y × ипотека = X! Главный вопрос на собеседовании, есть ли у соискателя ипотека. И 23-летние молодые люди работают на достижение финансового результата, как стопроцентные представители поколения Х.

Типичные «иксы» часто задают мне вопрос: если мы наполним работу игрека смыслами — ему можно платить меньше?

Мы много говорим про эджайл, бирюзовые организации — успешные системы менеджмента, альтернативные классическим «организации будущего». Но есть простая тема — уважение к другому человеку. Если вы строите бизнес не на уважении, вы мало того что лишаете человека смысла, вы отказываетесь ему платить! Вопрос: мы что строим? Какую реальность?

Сегодня я работаю в белорусском исследовательском проекте «Пространство для талантов», ориентированном на поколение Z. Для меня он связан с большой темой: попыткой построить общество, в котором от работы можно получить удовольствие. «Иксовые» офисы — это либо место, где можно быстро и эффективно работать, либо место, где можно давить, манипулировать, усиливать свою власть.

Давайте попробуем сделать пространство, где все — продавцы и покупатели, руководители и подчиненные — будут получать удовольствие. Вот это и есть ключевой образ нового поколения.

Ведь любое общество живет созданием мест, где оно получает удовольствие. В СССР были демонстрации, от которых люди реально получали удовольствие. В Греции были вакханалии. Вся специфика нашей эпохи лишь в том, что это пространство удовольствия соединится с работой. В этом и есть новая философия: нет разницы между отдыхом и работой.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by