Существует теория поколений, по которой сегодня поколение Y теснит поколение X. Уже на подходе поколение Z. Лично я считаю, что никакого жесткого деления на поколения X, Y, Z нет. Есть несколько паттернов мышления. И если смотреть на ситуацию именно с этой точки зрения, многие непонятные ситуации начинают прояснятся.
Тот паттерн, который свойственен старшему поколению, называют X. Эти люди пережили в детстве или юности крушение мира благополучия (вспомните развал Союза, становление нового государства — такие процессы всегда сопряжены с большими потрясениями). И потому поколение Х своей генеральной задачей считает создание прочной системы материального достатка. Это как бы «замороженное» удовольствие, отложенное во времени.
У современной же молодежи в детстве-юности не было материальной катастрофы. Зато это поколение имеет опыт разных развлечений, игрушек, путешествий с малых лет на море… Как результат, главной задачей этого поколения является получение удовольствия здесь и сейчас.
Возможен ли в бизнесе консенсус между носителями разных паттернов мышления? Проблема в том, что большая часть руководителей привыкли работать в зоне так называемого отчужденного труда. Раньше мы точно знали, что сотрудник приходит на работу за зарплатой, а его реальные жизненные смыслы лежат за пределами офиса. Поэтому мы могли не утруждать себя наполнением работы смыслом. Говорили просто: «Зарплату хочешь? Делай». Очень удобно руководить, когда ты знаешь, что должен дать сотруднику две вещи — задание и зарплату.
Сейчас в офисы приходят люди, которые хотят найти смысл не завтра и не вечером, а непосредственно в работе. Потому что для них важно осмысленно проживать каждое мгновение своей жизни. И они говорят: или дай смысл, или нам скучно и мы так не работаем!
Возникает кризис. Потому что мы, люди, условно называющие себя «иксами», смысл давать не можем, не умеем и даже не понимаем, что его надо давать. Мы к этому не приучены. Поэтому все чаще и чаще возникающий запрос на смысл мы воспринимаем как «они же не хотят работать!».
Цель старшего поколения — это смысл, отложенный «на потом». Сейчас надо просто вкалывать, чтобы заработать, а потом я решу, что с этим надо делать. А у молодежи есть запрос и возможность получать смысл, кайф, драйв каждую минуту! Но когда они приходят с такими установками к работодателю, он им говорит: «Чувак, забудь про кайф, у меня ты будешь просто вкалывать, а поживешь потом — на пенсии!» Но не согласна сейчас молодежь так жить!
Конечно, работодатели могут перестроиться. Но чаще всего я сталкиваюсь с обесцениванием этой молодежи. И желанием ее «нагнуть», заставить работать. А они не заставляются! Ведь деление на поколения весьма условно. Не бывает чистых «иксов» или «игреков»! Когда мы находимся в образе бизнесмена, то ведем себя как «иксы», требуя от сотрудников финансового результата. А в магазине уже являемся «игреками», мечтая получать удовольствие от самого процесса покупки! И нам жутко не нравится, когда продавца волнует только финансовый результат. Возникает «игрекация иксового мышления».
Если раньше в культурном универсуме всегда был только один культурный код, один паттерн мышления, то сейчас наша реальность отличается тем, что в ментальном облаке лежит несколько кодов. И мы можем спокойно выбирать то один, то другой. У нас гардеробное поведение! В зависимости от ситуации мы, как платье или костюм, используем тот паттерн, который нам подходит. И вот мы уже «иксы» в бизнесе, «иксы» как родители, но как покупатели — «игреки», по отношению к своим родителям — «игреки»! Когда в конце года у нас авиамили накопились — мы что делаем? Думаем, куда слетать, чтобы их потратить! Разве это поведение рационального «икса»?
Один из наших клиентов вывел формулу, как работать с поколением игрек: Y × ипотека = X! Главный вопрос на собеседовании, есть ли у соискателя ипотека. И 23-летние молодые люди работают на достижение финансового результата, как стопроцентные представители поколения Х.
Типичные «иксы» часто задают мне вопрос: если мы наполним работу игрека смыслами — ему можно платить меньше?
Мы много говорим про эджайл, бирюзовые организации — успешные системы менеджмента, альтернативные классическим «организации будущего». Но есть простая тема — уважение к другому человеку. Если вы строите бизнес не на уважении, вы мало того что лишаете человека смысла, вы отказываетесь ему платить! Вопрос: мы что строим? Какую реальность?
Сегодня я работаю в белорусском исследовательском проекте «Пространство для талантов», ориентированном на поколение Z. Для меня он связан с большой темой: попыткой построить общество, в котором от работы можно получить удовольствие. «Иксовые» офисы — это либо место, где можно быстро и эффективно работать, либо место, где можно давить, манипулировать, усиливать свою власть.
Давайте попробуем сделать пространство, где все — продавцы и покупатели, руководители и подчиненные — будут получать удовольствие. Вот это и есть ключевой образ нового поколения.
Ведь любое общество живет созданием мест, где оно получает удовольствие. В СССР были демонстрации, от которых люди реально получали удовольствие. В Греции были вакханалии. Вся специфика нашей эпохи лишь в том, что это пространство удовольствия соединится с работой. В этом и есть новая философия: нет разницы между отдыхом и работой.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by