05 мая 2018 в 12:45
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка

Фотофакт: первый белорусский оператор бизнес-авиации показал свои самолеты

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка

Руководитель проекта Виталий Капитонов говорит: «Мы разумная альтернатива бизнес-классу». Хотя ребята готовы подстраиваться под запросы клиента, которому охота индивидуального путешествия. Представители первого в Беларуси делового перевозчика объяснили, зачем им в принципе нужен такой бизнес, и показали, на чем летают. Выглядит эффектно.

Самолетов пока пара. Это Pilatus PC-12 швейцарского производства. В среднем один такой стоит €5 млн.

— Раньше, согласно европейским авиационным нормам, для выполнения полетов требовались два пилота и два двигателя, — рассказывает Капитонов. — У нашего же самолета один двигатель. И управляться он может одним человеком. Правда, этот тип настолько зарекомендовал себя с точки зрения безопасности (статистика — 1 отказ на 55 000 часов полетов), что европейские авиационные власти пошли навстречу, упростив свои требования по поводу двух двигателей прошлой весной. Мы очень попали в струю.

Компания BySky получила сертификат коммерческого эксплуатанта в начале марта. Первый полет был совершен спустя неделю.

— История с одномоторным самолетом выгодна для владельцев бизнеса и пассажира, потому как предполагает совсем другие операционные расходы на час полета. Если сравнивать с реактивными аналогами (берем схожий тип по размеру салона), себестоимость летного часа на Pilatus PC-12 обходится в 2—2,5 раза дешевле. Можно использовать короткие, неподготовленные ВПП.

90% этих швейцарских самолетов идут в Америку и Австралию.

— Там они безумно популярны. Pilatus PC-12 за час полета сжигает 200 кг топлива. Высота салона — 1,47 м. Крейсерская скорость — 530 км/ч. Максимальная коммерческая дальность полета — 2800 км.

Если захотите, чтобы вас забрали, допустим, с турецкого отдыха, это 2500 километров лету. Почти максимум для Pilatus PC-12. И более четырех часов пути.

Выходит, что добраться из Турции в Беларусь на рейсовом самолете дешевле. Но Капитонов делает акцент на комфорте и отсутствии привязки к расписанию. Мол, вы обслуживаетесь в VIP-терминале. Появляетесь там максимум за полчаса до полета. Не толпитесь в очередях. И вообще, можете опоздать.

— Есть возможность, которая предполагает 30 минут задержки без дополнительного информирования. А если приехали раньше на 15 минут, на 15 минут раньше и улетите.

Средний радиус полетов компании — 1200—1500 километров. Получается, это до трех часов в небе.

— Допустим, комплектация на шесть сидений. В таком случае они легко откидываются. Получается, лететь можно чуть ли не лежа. Дизайн салона и сидений, кстати, разрабатывался совместно с BMW.

В соседней Литве аж четыре оператора деловой авиации. Некоторые коллеги Капитонова по индустрии проявили легкий скепсис:

— Возможно, на это повлияла закрытость Беларуси. Я перед стартом гадал, пройдет ли реализация сложнее, чем в Литве, но все оказалось на уровне. Более того, пока мы сертифицировались, нам везде шли навстречу. Люди относятся к BySky с интересом. Мы пионеры. Еще на скепсис влияла белорусская юрисдикция. Люди не знают, что это такое. На рынке, кроме «Белавиа», больше никто не ассоциируется с белорусской авиацией. В отрасли просто не знают: юрисдикция Беларуси — это преимущество или недостаток?

Правда, как говорит Капитонов, белорусская юрисдикция обеспечила некоторые преимущества.

— Мы, например, имеем право выполнять внутрироссийские рейсы, а иностранные компании — нет: только из России или в Россию, а из Москвы в Питер — официально нет. Сейчас мы подали документы, чтобы получить право осуществлять коммерческие рейсы в Европу.

Белорусы рассчитывают получить одобрение до конца мая.

— Стоимость полета на шесть человек сопоставима с перелетом такого же количества пассажиров бизнес-классом. Но опять же нет привязки к расписанию и маршрутной сетке (а в Европе 30 тыс. пар городов, не связанных авиасообщением напрямую).

В штате 18 человек, из них 6 пилотов. Все проходили обучение в Швейцарии, на базе производителя Pilatus. Стюардесс нет (в таком маленьком самолете они занимают пассажирские места), но по просьбе клиента они могут появиться.

В будущем компания рассматривает вариант добавления к турбовинтовым самолетам еще и реактивных.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by