Случай со слепым котиком: «Я сделала замечание, а хирург в ответ отказалась оперировать моего питомца». Кто прав?

 
27 166
28 апреля 2018 в 12:33
Автор: Александр Чернухо. Фото: Александр Ружечка. Фото носит иллюстративный характер
Автор: Александр Чернухо. Фото: Александр Ружечка. Фото носит иллюстративный характер

В редакцию Onliner.by обратилась читательница и рассказала историю про слепого котика — он терпеливо дожидался операции, которая так и не состоялась. У женщины случился конфликт с ветеринарной клиникой «Альфа-Вет», в результате которого животное вернули владелице и отказались его оперировать. Рассказываем подробности.

Сначала приведем версию хозяйки котика, которая подобрала больное животное на улице:

— Я часто ухаживаю за бездомными животными. Этого котенка нашла на улице: он перенес какую-то инфекцию и ослеп на оба глаза. Обратилась в клинику «Альфа-Вет». Врачи сказали, что один глаз можно спасти, но для этого нужно делать операцию. Мы полгода обслуживались с моим питомцем в клинике и готовились к хирургическому вмешательству: это определенное настроение и определенные надежды, как вы понимаете. Кот прошел медицинское обследование, которое было предписано, и через неделю мы пришли на операцию. Когда мне назначал ее хирург в этой клинике, она предупредила, что если я не выполню обязательства, то меня внесут в черный список. Я сказала, что мы сделаем все от нас зависящее и будем в назначенное время в клинике. Для этого мне пришлось на день сломать себе и своим сыновьям рабочие графики. Они привезли кота в 9 утра в клинику, а операция была назначена на 10:30. При этом хирург сказала: «Как только я проведу операцию, сразу вам позвоню». Я ждала звонка примерно к 12:00, но мне никто не позвонил. В начале третьего я поехала в клинику сама, потому что заранее обсуждала этот вопрос с врачом, который наблюдал кота, и предупредила, что приеду за ним в 15:00. Врач согласилась. Я поехала, потому что уже сдавали нервы: я ждала четыре часа и сидела в неизвестности. 

Я приехала и спросила на ресепшене: «Что с котом?» Мне ответили, что он на операции и нужно еще час подождать. Я сказала: «Это вообще бардак». Я не кричала, не выясняла отношения, не приставала к доктору, никого не оскорбляла — просто обозначила ситуацию такой, какой она мне виделась. Через минуту выходит хирург и говорит: «Вы сказали, что я вас обманула. Я операцию делать не буду». И вручила мне моего кота. Я спросила: «На каком основании вы мне отказываете? Я же не сказала, что не буду ждать, не принимаю ваших условий». А она смотрит мне в глаза и отвечает: «Я не буду ничего делать. У меня была экстренная операция». То есть человек в одностороннем порядке отменяет договоренность без объяснения причин, поступает очень некрасиво. Я хочу добиться от клиники хотя бы извинений. 

В клинике утверждают, что хозяйка кота «наговорила гадостей» про хирурга, поэтому специалист побоялась за свое эмоциональное состояние и не стала проводить сложную операцию, вернув питомца владельцу. Приводим версию директора клиники «Альфа-Вет» Александра Ушачева:

— Женщина посещает нашу клинику с июля 2017 года — у нее достаточно большое количество животных, а с этим котенком она впервые обратилась к нам в сентябре: там были какие-то дерматологические проблемы, мы назначили лечение. С тех пор она была с этим питомцем на приемах в клинике у разных врачей восемь раз. У кота были офтальмологические заболевания: наш специалист определил, что животное нужно готовить к операции. Предварительно проводили медикаментозное лечение и необходимые исследования: анализ крови, УЗИ сердца. С нашим ведущим специалистом, хирургом Александрой Болматовой, была договоренность о проведении этой сложной операции — это действительно очень непростая процедура, ювелирная и болезненная. Александра Михайловна — наш главный, самый востребованный и загруженный врач. Она уезжает в отпуск, поэтому операцию решили сделать побыстрее, чтобы не затягивать. Договорились на 24 апреля. Клиенту было объяснено, что на какое-то определенное время ее записать не могут, так как уже все расписано, а операция в этот день не единственная. Поэтому специалист проведет операцию в зависимости от степени загруженности, а для того, чтобы женщина не сидела в клинике в ожидании, ей предложили привезти питомца утром и разместить в стационаре, причем бесплатно. Женщину предупредили, что кот останется в стационаре, а ей позвонят, когда врач закончит операцию, — он расскажет про состояние животного и сообщит, когда его можно будет забрать домой. Утром котенка привез ее сын, животное прошло предоперационный осмотр, и мы подписали все необходимые документы. 

После обеда приехала хозяйка кота, хотя операция еще не была проведена и никто ей не звонил. Офтальмолог вышла и сказала, что животное к операции подготовлено и его будут оперировать следующим — примерно через полтора-два часа его вернут владельцу. Ей сообщили, что находиться в клинике все это время необязательно. Но женщина села под кабинетом хирурга, которая выдавала кота после операции другому клиенту, и начала возмущаться, что ее развели на деньги, заставили сделать ненужные анализы. Возмущалась она очень громко, требовала книгу замечаний и предложений. Александра Михайловна отдала клиенту животное, которое уже прооперировала, вышла и сказала женщине: «Раз у нас нет с вами никакого взаимопонимания и раз у вас нет ко мне доверия, то мы вернем вам деньги за анализы крови и УЗИ и на этом попрощаемся». Женщина забрала своего кота и уехала. На следующий день вернулась, забрала деньги и сделала запись в книге замечаний и предложений. 

Александра Михайловна отказалась делать операцию, она — живой человек. Хирурга возмутили оскорбления в ее адрес и слова о том, что клиника разводит женщину на деньги. Как специалист, которому наговорили гадостей, будет оперировать глаза живому животному? Она человек и расстраивается, когда ей говорят неприятные вещи. Она не сталевар, а врач, который проводит сложные операции. Александра Михайловна побоялась, что ее эмоциональное состояние может повлиять на исход сложной операции — с ней такое случилось впервые. 

Кто прав, а кто не прав, разбираемся с юристом — адвокатом Сергеем Зикрацким:

— Законодательство Республики Беларусь содержит понятие публичный договор — то есть обязанность некоторых категорий организаций продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги  в отношении каждого, кто к ней обратится. Гражданский кодекс содержит примерный перечень таких организаций — организации из сферы розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, услуг связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного обслуживания, обязательного страхования. Этот перечень примерный, поэтому полагаю, что нормы о публичном договоре распространяются и на ветеринарные клиники — они также обязаны оказывать услуги каждому, кто к ним обратится. 

Статья 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается. Поэтому если отказ в проведении операции коту был вызван исключительно личными мотивами ветврача, то это является нарушением законодательства. 

Если же на самом деле эмоциональное состояние ветврача не позволяло ему проводить операции, то клиника имела право отказать в оказании услуг. При этом, однако, ветврач не должен был проводить и иные аналогичные операции. В таком случае клиника должна была не просто отказать клиенту в проведении операции для его питомца, а предложить по возможности иное время, когда эмоциональное состояние врача будет позволять оказать такую услугу. 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!