10 998
24 апреля 2018 в 21:05
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский

Известный французский врач-акушер — белорусам: «В будущем домашние роды перестанут носить на себе отпечаток маргинальности»

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский

Мишель Оден — очень популярная фигура на европейском и постсоветском пространстве. 88-летний француз, много лет живущий в Лондоне, порождает, пожалуй, больше споров, чем кто-либо другой в медицинском сообществе. Одни считают, что Оден выступает за «довольно сомнительные „естественные“ практики», другие называют его «представителем медицинской элиты».

«Люди могут оценивать информацию через призму своего опыта и знаний. Легко вырвать фразу из контекста, интерпретировать ее, не учитывая личность человека, и дать свою оценку. Мое знакомство с Мишелем Оденом началось с книги „Возрожденные роды“ — в ней говорится о том, как естественный подход в родах может быть организован в больнице. Тогда я узнала о французском докторе-акушере, который использует эксперименты в своей работе. Поскольку у него было много пациенток, он мог наблюдать свои нововведения на практике и делать акушерство более гуманным. Его слова стали не просто книжными выкладками, но реальными случаями в родах женщин. Когда я встретилась с Мишелем Оденом на семинаре в Киеве два года назад, то поняла, что речь идет об ученом, докторе с огромной практикой, хирурге — представителе медицинской элиты. Человек более 50 лет занимается темой, которой увлечен. Я не знаю другого профессионала с такой обширной исследовательской практикой и высокой экспертизой в сфере беременности и родов. Подчеркну, что он не догматичен в своем знании. Он умеет задавать вопросы о причинах и последствиях», — говорит руководитель проекта «Радзiны», член совета общественного объединения поддержки семьи «Рождение» Вероника Завьялова.

Вчера Оден впервые прилетел в Минск. Все билеты на его предстоящий однодневный тренинг уже давно раскуплены: по словам организаторов, приезд француза вызвал настоящий ажиотаж. Теперь белорусам предлагают купить доступ к онлайн-трансляции минской лекции Одена. Говорят, и эта возможность тоже пользуется спросом. Onliner.by посетил пресс-конференцию и задал врачу свои вопросы.

— Домашние роды в Беларуси официально не запрещены, но родителей, решившихся на такой шаг, ждет множество юридических проволочек и проблем, если не сказать преследований. То есть де-факто домашние роды становятся запретными. Что вы об этом думаете?

— Во многих странах мира точно такая же ситуация. Есть исключения — это Великобритания, где Министерство здравоохранения поощряет домашние роды. И Голландия, в которой до сих пор статистика домашних родов — в районе 10%. В других странах домашние роды не поощряются. Но можно сделать наблюдения. Если сравнить статистику в Великобритании и Голландии, то показатели перинатальной смертности (то есть количество детей, которые умирают в период до, во время и сразу после родов) и перинатальной заболеваемости (количество детей, попавших в реанимацию после рождения) на тысячу человек не отличаются от сопоставимых стран, — говорит Мишель Оден.

— Если сравнить Францию, где домашние роды практически невозможны, с Великобританией и Голландией, статистика та же самая в первом приближении. Значит, она зависит от уровня жизни, а не от того места, где женщина рожает, — подчеркнул врач.

— Возможно, в будущем домашние роды перестанут носить на себе отпечаток маргинальности. Потому что ученые все лучше разбираются в особенностях устройства структуры плаценты, следовательно, появляется все большее понимание того, как формируется иммунная система человека, — считает француз.

— Физиология человеческой плаценты особенная. Она отличается от устройства плаценты любых других млекопитающих. Между кровотоком матери и плода имеется только одна тонкая мембрана. Антитела легко проникают из кровотока матери в кровь ребенка. До такой степени легко, что к 38-й неделе беременности плод имеет примерно ту же концентрацию антител, что и мать. Это означает, что в тот момент, когда ребенок рождается, вопросы, которыми нужно задаваться, отличаются от тех, которыми стоит задаваться в случае рождения млекопитающих.

Главный вопрос для новорожденного ребенка в интерпретации Одена звучит так: насколько знакома младенцу бактериологическая среда? Насколько она разнообразна?

— Иммунная система новорожденного начинает испытывать воздействие, обучается, программируется в самые первые минуты и часы после появления на свет. И все будет зависеть от того, какие первые микробы будут оккупировать это почти стерильное тело. Важно, какие микроорганизмы заселили тело малыша. И насколько они разнообразны, — убежден французский врач-акушер.

Мишель Оден добавил, что меньше чем за последние сто лет в родах произошла революция. Вместо того, чтобы рожать в привычном бактериологическом окружении, то есть дома, женщины стали делать это в больницах. Хотя тысячелетиями все происходило иначе.

— Дело обстоит так — и все. И если мы будем исходить из того, что сегодня известно о плаценте, если мы поймем, что эти микробы определят будущую иммунную систему новорожденного человека, то увидим, насколько важен этот вопрос. Он напрямую формирует здоровье человека, — сообщил минской публике Мишель Оден.

— Откуда взялось такое количество специфических заболеваний? Они касаются нарушений в иммунной системе. В частности, стоит отметить аллергические заболевания, астму и аутоиммунные заболевания. Анализируя революцию в том окружении, в котором рождаются наши дети, надо проанализировать, откуда появилось столько аутоиммунных и прочих заболеваний. Сегодня нужно провести исследования, в которых ученые дали бы оценку влиянию бактериологического окружения в родах. До сих пор таких исследований не проведено, — сказал врач.

Правда, есть одно исключение, на которое ссылался Оден, — это голландское исследование, которое было проведено, когда количество домашних родов в стране составило 25%. Результаты его таковы: у детей, родившихся дома, было преимущество над теми детьми, которые родились естественным путем, но в госпиталях.

Вывод, который делает Оден, таков: «Краткосрочная статистика заболеваемости и смертности зависит от уклада жизни, а вовсе не от того места, где человек родился. Возможно, в ближайшем будущем будет все больше оснований, чтобы снять печать маргинальности с домашних родов. Затем нужно будет озаботиться еще и тем, чтобы эти роды стали безопасными. Возможно, мы находимся в переломной точке».

«Задайте мне этот вопрос [про домашние роды в Беларуси] через 10 лет — и у меня для вас будут новые ответы», — рассмеялся в конце Оден.