Президент про пьянство чиновников, взятки и референдум. О чем говорил Лукашенко во время послания?

 
UPD
24 апреля 2018 в 15:30
Автор: Настасья Занько, Александр Чернухо, Никита Мелкозеров. Фото: president.gov.by
Автор: Настасья Занько, Александр Чернухо, Никита Мелкозеров. Фото: president.gov.by

Сегодня белорусский президент традиционно обратился с посланием к народу и национальному собранию. В Овальном зале Дома правительства собрались топовые чиновники страны, руководители крупнейших предприятий, ректоры вузов, банкиры, дипломаты. О чем говорил президент, читайте в нашем конспекте.

Коротко. О чем речь

Про восстановление экономики и печатный станок

— Год назад мы были настроены на более скромные результаты, чем получили. Эффективность, с которой работала страна, и кропотливый труд белорусского народа дали положительный результат. Совместными усилиями негативные последствия прошлых лет мы вроде бы преодолели: низкий уровень инфляции, восстанавливаются объемы экспорта, улучшается структура платежного баланса. Денег столько, сколько мы зарабатываем. Для решения проблем печатный станок не включаем. Бюджетные средства расходуются только по целевым программам и под конкретные задачи — это позволяет иметь взвешенную курсовую политику, — заявил Лукашенко. — По росту ВВП выходим из двухлетней рецессии — главное теперь дать позитивным изменениям необратимый характер. Это краеугольный камень экономической политики — то, что даст возможность сохранить экономическую стабильность, а значит, мир и порядок в обществе.

Наш внутренний потенциал позволяет, чтобы экономика росла независимо от того, сколько стоит нефть и какой ее объем мы переработаем, какая конъюнктура на калий или продукты питания. Конкурентоспособность наших товаров и услуг должна быть такой, чтобы внешние факторы влияли на нас минимально. Это вопрос не одного дня, хотя о его решении мы говорим уже с десяток лет. Нужен результат!

Среднесрочная целевая установка доведена до всех. Даже в СМИ кто хотел об этом уже высказался. Она остается неизменной: достижение к концу следующей пятилетки ВВП не менее $100 миллиардов. Очевидно, что для такого рывка необходимы масштабные решения. Стратегические шаги для этого нужны во всех сферах: инвестиционной, налоговой, финансовой, в отраслях реального сектора, в сфере услуг. Также обращаюсь к правоохранительному блоку и судебной власти: вы должны обеспечивать верховенство закона, но без ущерба экономическому росту.

О плановом управлении

Сегодняшняя экономика — это уже не только МАЗ, БелАЗ, МТЗ. Хотя они наше достояние и потерять их мы не имеем права. На традиционной продукции зарабатывать деньги очень сложно, особенно сейчас. Товар легко поддается ограничениям и санкциям: посмотрите, что творится на мировом рынке. Казалось, Всемирная торговая организация давно ввела жесткие правила, от которых нельзя отступить ни на шаг, но на наших глазах международной торговлей игнорируются ее базовые принципы. К сожалению, эта мода смешивать политику и экономику, а интерес отдельных компаний ставить выше интеграционных договоренностей не обошла и наш Европейский экономический союз. Поэтому всей исполнительной вертикали предстоит решить задачу — оказывать всестороннюю помощь бизнесу в создании новых предприятий и производств, которые обеспечат позитивную динамику развития каждого региона страны. Решения последних двух лет о сокращении бюджетного участия в реальном секторе приняты осознанно, ведь к копейке государства многие настолько привыкли, что при первых признаках проблем бегут в бюджет. Это относится в равной степени и к государственным, и к частным предприятиям. От такой практики пора не просто уходить, нужно убегать.

Пока же положения программы пятилетки по вопросам управления в госсекторе не выполнены. Время жесткой планово-распределительной экономики безвозвратно ушло. Когда нет указаний, что делать и как делать, когда нужно искать самим, а теперь еще и усиленно бороться за рынки сбыта, толковые современные управленцы стали на вес золота. За ошибки директоров на государственных предприятиях платят их работники и бюджет, а там занят почти каждый второй белорус. Те, кто управляют этими предприятиями, должны соответствовать очень высоким требованиям. А кто сегодня ими управляет? Никак не могу понять: директор, новоявленные представители государства, министры, вице-премьер или премьер? Ситуация, когда все отвечают за все, зачастую приводит к тому, что на самом деле никто ни за что не отвечает. Гиперопека обычно плохо заканчивается для самих опекаемых. Они не могут успешно работать в реальной конкурентной среде. Поэтому поручаю правительству детально разобраться и развести компетенции: кто государственный управленец и формирует условия, а кто отвечает за коммерческий успех бизнеса на предприятии. Каждый должен заниматься своим делом, но при этом отвечать будете все.
Дайте свободу директору в принятии решений, не нужно лезть с невыполнимыми задачами, но спросите за результат. Совету министров нужно провести переаттестацию всех руководителей. И если кто-то не способен эффективно работать, пусть сразу уходит в отставку. То же самое касается и министров. Институты госуправления должны идти в ногу со временем, проводить политику шире, масштабнее и не ограничиваться интересами только отраслевых предприятий. Где отраслевая политика? Только в легкой промышленности более 1000 предприятий, но концерн (Беллегпром. — Прим. Onliner.by) их не замечает. Да, наверное, и не знает, а может, и списка в этом концерне этих предприятий нет. Особенно частные, а ведь они реально могут превращать в деньги свои бизнес-идеи.

Про инвестпроекты

На данном этапе основная задача — реализация всех принятых решений. Меньше слов, больше дела — вот принцип, который нужно сделать главенствующим в стиле и методах работы управленцев всех уровней, да и не только управленцев. Именно практическая реализация и решение поставленных задач сейчас имеют первостепенное значение. Иначе столкнемся с ситуацией, которая возникла при реализации масштабных инвестиционных проектов, а ведь призваны придать импульс региональному развитию и даже государству в целом. И где результат? Завод в Светлогорске только начал работу и сразу же через три месяца был остановлен — в правительстве до сих пор разбираются, кто перед президентом ответит. Я знаю, кто отвечает, но правительство ответит. Картонный завод в Добруше не работает. Вместе с тем уже два года новые производства должны были приносить доход стране, не говоря уже о том, что это больше тысячи рабочих мест. У нас же есть сырье, не надо ехать в Россию или Евросоюз и чего-то просить. Хватает волокиты и на объектах нефтехимии, строительства, легкой промышленности. Нет даже краткосрочной стратегии в цементной отрасли, а это предприятия, на которых держатся целые районы. 

О цифровой экономике

— Мы продолжим строить цифровую экономику. Правительству поручено внести предложения по созданию сильного и эффективного министерства в этой сфере. Здесь необходим вдумчивый подход. Следует основательно изучить и просчитать все аспекты и нюансы работы новой структуры. Год назад был взят курс на построение IT-страны. За это время заметно активизировалась работа Парка высоких технологий. Экспорт вырос на 25%, впервые в истории Парка превысил $1 млрд.

Прошло всего четыре месяца с даты подписания декрета «О развитии цифровой экономики». Сами айтишники назвали его революционным. По некоторым законодательным позициям мы стали в один ряд с самыми передовыми странами. И уже сегодня видно, что поступили абсолютно правильно. Вдумайтесь в эти цифры. В предыдущие годы в Парк в среднем вступала одна компания в месяц. А за первые три месяца нынешнего года после принятых нами решений — более 50. Это новые рабочие места (притом какие рабочие места!), приток валюты в страну и дополнительные платежи в бюджет.

О референдуме и изменении Конституции

— Вопрос возможной корректировки Конституции. Отдельные горячие головы заявляют, что не сегодня завтра президент объявит об изменении основного закона. Раз и навсегда хочу сказать, я никогда не действовал нечестно в отношении наших людей. Я знаю, откуда я пришел и как я победил на президентских выборах. Я никогда не нарушал свою клятву, чего бы мне это ни стоило. <…> Если будет референдум, заранее это будет сказано. Лично я пока ни о каком референдуме даже не думаю, я читаю только в СМИ и слышу от своего председателя Центризбиркома, когда она отвечает на вопросы в СМИ. Нам не до того, чтобы поднять муть в стране.

Про новый бизнес-климат

— Наша цель — чтобы в Беларусь, этот чистый, спокойный, комфортный уголок Европы, как магнитом тянуло самых лучших и умных. Мы должны серьезно подумать о том, как сделать нашу страну привлекательной для богатых людей со всего мира. Поручаю Совету министров и Нацбанку глубоко и всесторонне проанализировать мировые процессы. Необходимо создать такие условия для капитала, которые не предоставит ни одно другое государство. По крайней мере, надо сделать это первыми и чем-то выделяться в современном мире.

Надо сыграть на опережение! Беларусь должна быть интересной, особенной. Что мы готовы предложить? Стабильные, комфортные, предсказуемые условия ведения бизнеса — это должно быть национальным брендом. Дружественность — обязательный принцип работы для всех. Налоговые службы не должны видеть в плательщике потенциального нарушителя. А плательщик — потенциального врага в лице инспектора. Такая же ситуация в иных сферах. Необходимо формировать атмосферу нового бизнес-климата на основе деловых отношений и взаимного доверия. Чем сложнее внешняя обстановка, тем более четким и слаженным должно быть взаимодействие всех элементов и субъектов экономической жизни государства.

О посредничестве

— Да они есть в любой экономике, обычно их роль заключается в том, чтобы доставить товар дешевле и быстрее, но там, где доля государственного сектора высока, они приносят больше вреда, чем пользы. <…> Очень обидно, что в этих фирмах иногда сидят сыновья некоторых начальников, больших и маленьких. Не делайте этого, а лучше разберитесь с этими посредниками. Это для меня вопрос больной и важный. Они же любыми правдами и неправдами, взятками в том числе, сбывают на предприятия свои товары по завышенной цене.

Посредники съедают до 3% ВВП. Это правительство посчитало. Правительство и КГК должны радикально определить правила игры в вопросах прямых поставок товаров, особенно тех, которые производятся в Беларуси. Я близок к тому, чтобы вообще посредничество запретить (но мне говорят, рухнет где-то производство) и дать право или обязать министра. Пусть он подписывает документы о поставках через посредников. Тогда он будет за это отвечать. Коль нет внятного ответа на мой вопрос, мне приходится рубить с плеча.

Где это сложно, задействуйте биржу, напрягите биржевиков так, чтобы вдвойне отработали ту зарплату, которую они получают. Леонид Васильевич Анфимов (глава КГК. — Прим. Onliner.by), займитесь этой структурой, посмотрите на нее пристально, можете с правоохранительными органами. Как себе лично найти и купить самый дешевый товар — это не проблема, а для государственного предприятия сразу же нужен посредник. Наведите порядок, и появится резерв для выполнения требования снизить затраты на 25%.

Про инфляцию

— Главный вызов, с которым надо справиться правительству и Нацбанку, — перерасти долговую нагрузку и выйти в зону безопасности. Будущим поколениям мы должны оставить Беларусь без долгов. Требую обеспечить стабильно высокие темпы роста экономики и профицит валютных потоков! Без повышения эффективности и конкурентоспособности экономики обеспечить это невозможно.

Сегодня закладывается основа нашей жизни в 2020 году. Есть все предпосылки, чтобы пятилетняя программа была выполнена не столько по цифрам, сколько по сути. По ее экономическому смыслу в 2020 году Беларусь должна предстать миру обновленной, прогрессивной и при этом комфортной для своего народа и всех, кто хочет спокойно работать, зарабатывать и растить детей. Но это взгляд в ближайшее будущее. Залогом достижения целей является выполнение поставленных мной задач по сдерживанию цен, росту зарплат и обеспечению занятости. Эти вопросы по-прежнему актуальны для наших граждан.

Настораживает оживление инфляционных процессов. Дороговизна жизни крайне беспокоит население. Обращаюсь к правительству, местным органам власти, Министерству торговли и конкретно министру. Контролируйте, отслеживайте ценовые изменения постоянно! Хотите рыночными способами, хотите другими. Но должен быть результат! И проблема должна решаться! Но цель известна. Не более пять-шести процентов в год по инфляции.

Про зарплату и занятость

— Зарплата должна напрямую зависеть от эффективности организации производства. Это непростая задача. Должны быть задействованы все возможные механизмы для создания в реальном секторе условий, в которых способный и трудолюбивый человек найдет себе применение.

Занятость. Создание высокопроизводительных рабочих мест, на которых достойную зарплату можно зарабатывать, а не получать, — критерий оценки работы власти на местах. С этого будет начинаться моя любая поездка в любой регион Беларуси. Пока 72% населения социально-экономическую ситуацию оценивает как среднюю и хорошую. Правительство, Национальный банк, местные власти, считайте это индикатором качества своей работы. Если будет ниже год, на работу зря ходили.

Про АЭС и пьянство

— Отдельная тема — атомная электростанция. Более масштабного проекта в истории Беларуси нет, да и, наверное, не будет. Порядка $10 миллиардов — бери деньги не хочу. Иди и зарабатывай деньги. Работают сотни ученых, тысячи специалистов, а мне до сих пор внятно никто не доложил, как станция будет встроена в экономику страны. По итогам отчета правительства премьер-министру персонально поручено заняться этим вопросом. В ближайшее время проведем совещание по этим вопросам. Там и посмотрим, кто и что наработал. Вы наслышаны, как работает у нас министр энергетики и министерство. Даже большие начальники непонятно каких там концернов запили настолько, что на работу забыли ходить. И как только выкинули на улицу (давно нужно было это сделать), защитники от премьер-министра до домохозяек побежали защищать к президенту. Пока не ткнули носом в те проблемы, которые там существуют. Я не зря сделал это замечание. Посмотрите, что вы пьете, сколько и с кем.

Лукашенко сказал, что не понимает алкоголиков и ненавидит пьянство, передает БЕЛТА. При этом он выразил мнение, что в борьбе с этой проблемой невозможно добиться ожидаемого результата только запретительными мерами. Введение запретов приводит к появлению суррогатного алкоголя, разного рода «левых» торговцев, проблема не решается, а еще более усугубляется. Лукашенко обратил внимание на тот факт, что определенные положительные результаты борьбы с алкоголизмом уже есть. В частности, отмечается устойчивая тенденция к ежегодному снижению уровня потребления алкоголя населением — с 13,3 л в пересчете на абсолютный алкоголь в 2011 году до 8,8 л в 2017-м. Ежегодно сокращается емкость внутреннего рынка алкогольной продукции (водка и ликеро-водочные изделия — с 16 млн дал в 2011 году до 10 млн дал в 2017-м, вина плодовые — с 19 млн до 5,4 млн дал). Более чем в 2,5 раза сократились объемы производства низкокачественных плодовых вин — с 17,4 млн дал в 2011 году до 6,8 млн дал в 2017-м. Александр Лукашенко считает, что нужно продолжить необходимые меры для всемерной борьбы с пьянством в дальнейшем.

О коррупции

— В нашей стране не должно быть места коррупции. <...> СМИ регулярно освещают факты о громких арестах и наказаниях должностных лиц за эти преступления. У обычного человека может сложиться впечатление, что все вокруг жулики и воры. Конечно, это не так, в системе управления много честных и порядочных людей, таких — абсолютное большинство. Иначе просто невозможно было бы работать.

Никакие ситуации не замалчиваются, неприкасаемых нет и не будет. Последние кадровые перемены — яркий пример. Я в прошлом году предупреждал руководителей, что если на их подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях будут зафиксированы случаи коррупции, то они лишатся своих должностей. Но, видимо, не все поняли с первого раза. Поэтому пришлось расставаться и с министром спорта и туризма, и с министром лесного хозяйства. У одного директор брал взятки с частников и даже монахов, которые хотели арендовать места. Другой вообще не заметил, как высококачественный лес продавали по цене опилок. Хуже только когда сам руководитель берет взятки, как, например, директор департамента по авиации. Здесь у меня разговор короткий — взял мзду — ответишь. <…> В системе Минтранса все чаще возникают вопросы коррупционных проявлений. Нужно навести там порядок. Я близок к тому, чтобы Сивака (министр транспорта. — Прим. Onliner.by) отправить туда, где министр лесного хозяйства. И прямо говорю, что ваше министерство жесточайшим образом находится в центре внимания правоохранительной системы в целом.

В этом году вскрыта масштабная коррупционная сеть в сфере поставок спецодежды для госпредприятий. Что там творится, мне стыдно читать. С частников фактически вымогали крупные взятки под угрозой создать препятствия по участию в конкурсах на закупку продукции. С поличным при получении взяток были задержаны должностные лица, десятками исчисляется их количество. Сейчас идет расследование. Оценку их действий в жесточайшем режиме дадим в суде. 

Слушайте, сейчас скрыть факты коррупции становится практически невозможно. Вы же в этом задействуете обычных людей. Я недавно приводил пример, который кажется шуткой. Есть у нас инспекция по охране природного и растительного мира при президенте (с ней нужно также разобраться, видимо, у Зася (госсекретарь Совета безопасности. — Прим. Onliner.by) еще руки не дошли). Обнаглели до такой степени, что браконьеры, рыболовы и охотники там появились, как это было прежде. Один случай произошел, ну просто стыдобища. Загружают фуру этой рыбы полудохлой уже, наверное, и развозят по адресам в Минске. <…> Откуда информация пошла? Обычный водитель, мат-перемат: да сколько можно, у меня уже машина, говорит, растопырилась, разваливается от этого груза. Говорит, я забыл, когда спал.

Вы что, с ума там посходили? Или мне принимать жестокие меры, как в первые годы своей президентской жизни, когда убивали людей на трассе Москва — Берлин? Когда я посылал горстку надежных людей с автоматами, которые там перестреляли половину и навели порядок в течение месяца?

Очень жаль, что мы боремся со следствием, а не с причиной. Когда мы возбуждаем уголовные дела — мы реагируем на свершившийся факт. А нужно устранить причины, упредить коррупционное проявление. А это прямая обязанность руководителей любого уровня, будь то министр, директор департамента или руководитель исполкома.

Про патриотизм

— Мы испытываем гордость за свою страну, уважая все нации и государства. И требуем такого же уважения к себе. Беларусь — европейская страна с добротной развивающейся экономикой, спокойной общественно-политической ситуацией, межконфессиональным миром и порядочной ответственной внешней политикой. Мы никому не создаем проблем, а только помогаем их решать, если нас об этом просят.

Но не будем забывать, что не всех наши успехи радуют. В мире очень часто, особенно в последнее время, роль государства пытаются принизить, свести ее лишь к надуманным вопросам соблюдения прав человека. Притом ставку делают на молодежь, подталкивая ее к противоправным действиям. Но вся их деятельность бесполезна, когда видишь, как наша юная спортсменка уходит с пьедестала, услышав не свой гимн, как талантливая девочка поправляет известного телеведущего, заставляя его правильно называть ее родину.

Таков истинный патриотизм! О нем не рассуждают, им живут в сердце. И низкий поклон тем родителям, которые вырастили таких детей. И благодарность педагогам, воспитавшим настоящих белорусов. Это не первые и, уверен, не последние ростки национального самосознания. Для нас они самые дорогие. Потому что зародились в чистых, искренних детских душах, стали живым подтверждением того, что мы создали сильное независимое государство.

Про белорусский язык и отношения с Западом

Лукашенко сказал, что не надо торопиться, а необходимо делать все спокойно, шаг за шагом. Он рассказал, что в детском саду, куда ходил его младший сын, белорусский язык не изучали. Но он стремится воспитывать сына так, чтобы тот прекрасно владел белорусским языком наряду с русским, а также английским. По его словам, необходимо подумать, как активизировать процесс, связанный с белорусским языком, при этом ни в коем случае не сделать так, чтобы определенная часть общества восприняла это негативно.

— Мы должны быть едины, — передает БЕЛТА слова Лукашенко. — Не надо торопиться в этой теме. В противном случае можем получить обратный эффект. Мы не можем оторвать белоруса и русского, мы едины. Мы всегда были вместе, зачем нам ссориться и ругаться? Я убежден, что язык не должен стать проблемой в межнациональном общении, особенно с родными людьми в России. Мы должны четко понимать, где наши друзья, а где наши временные попутчики в лучшем случае. И кто нам будет ставить условия, прежде чем шаг навстречу сделать, а кто действительно не будет ставить условий.

Лукашенко акцентировал внимание на том, что, несмотря на имеющиеся разногласия и критику, россияне и белорусы помогают друг другу.

— Россияне и китайцы помогают нам. Как только с европейцами начинаем разговаривать, они начинают: то смертная казнь, то что-то другое. А я им простой вопрос хочу задать: мы что, создали Западу барьер торговли с Востоком? Нет. Ведь все, чем торговали через Украину, пошло на Беларусь. Мы проблемы доставляли? Нет. Россия и Китай нам таких условий не ставят никогда. Они нас понимают такими, какие мы есть, если надо, подсказывают. Я с ними советуюсь.

 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!