Компания не сообщила молодоженам об отмене рейса. Они затребовали 2000 рублей за моральный вред

 
285
13 апреля 2018 в 15:17
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: mytravelbook.org

История про смазанный отпуск. Молодожены прилетели в Киев и собирались обратно в Минск. Но вышло так, что из этого ничего не вышло. Автобус, на который загодя были куплены билеты, не приехал. Ребята как-то добрались в РБ, после чего написали жалобу. Билетный оператор согласился оплатить неиспользованные и использованные билеты, но компенсировать моральный вред отказался. Мол, запрошенная сумма слишком космическая.

«Ответ от компании выглядит как насмешка»

— Билеты на автобус по маршруту Минск — Киев — Минск мы купили еще в октябре 2017-го. Планировали наш медовый месяц на март и недорогие билеты на самолет по нужному направлению нашли только с вылетом из Украины. Решили обратиться в компанию «Интеркарс».

Пара купила билеты.

— Однако за 5 дней до отправления нам позвонили и сказали, что рейс Минск — Киев отменяется по техническим причинам, предложили приехать в офис, чтобы забрать деньги, потраченные на билет в одну сторону. Выбора особо у нас не было: приехали, забрали деньги, оставили «заметку про вашего мальчика» в книге жалоб, купили билеты нашего родного «Минсктранса» (благо оставалось несколько мест на нужный нам день) и в назначенный день успешно прибыли в Киев.

По окончании отпуска, в день отправления автобуса из Киева в Минск, решили позвонить в «Интеркарс» и уточнить на всякий случай, будет ли рейс.

— Изначально в офис позвонила сестра мужа, сказали, что рейс состоится. Потом мы решили сами позвонить и убедиться в том, что рейс состоится. И снова нам сказали да.

Ребята приехали на автовокзал за пару часов до отправления и за 15 минут до отправления уже стояли на платформе.

— Простояли 40 минут на 10-градусном морозе. Обращались в кассы автовокзала, там сказали, что информации по данному рейсу нет. Мы до конца не верили, поэтому ждали автобус на самом перроне. Думали, на вокзале нам дали неверную информацию.

Попытались дозвониться в «Интеркарс».

— Нам просто предлагали оставаться на линии и ждать. Как мы потом посмотрели на сайте, ждать на линии нам бы пришлось до самого утра. В итоге мне удалось пройти в диспетчерскую комнату и узнать, что такого рейса вообще в эти дни не бывает (мол, он был вчера, а следующий — через неделю)!

Рейс Киев — Минск «Минсктранса», осуществлявшийся в тот же день, уехал за полчаса до того.

— В 22:40 отправлялся рейс Киев — Речица, на котором мы доехали до Гомеля, а потом уже из Гомеля на поезде поехали в Минск. 40 минут на 10-градусном морозе после жаркой тропической страны, где средняя температура около 30, стоили потраченных нервов и здоровья, а также изрядно испорченного окончания медового месяца.

Девушка в итоге заболела.

— У меня не было температуры (я всегда без нее болела), чтобы мне выдали больничный лист, однако с воспаленным горлом и заложенным носом — малоприятное удовольствие находиться на работе. Мы написали претензию в компанию-перевозчик с просьбой вернуть стоимость билетов несостоявшегося рейса, возместить нам расходы на дополнительные билеты, а также моральный вред в размере 2000 рублей.

Пришел ответ от компании. Молодоженам он не понравился.

— Выглядит как насмешка. Надо отдать должное, они сразу же согласились возместить расходы на билеты, а также вернуть стоимость билетов. Однако не признали наше право требовать возмещение морального вреда (сославшись на то, что мы требуем больше, чем понесли расходов), в том числе отказались рассматривать заключение врача, подтверждающее факт моей болезни, сославшись на то, что у меня не наступила нетрудоспособность.

В качестве компенсации паре были предложены бесплатные билеты до Киева.

— Но учитывая отношение компании к своим клиентам, мы не хотим пользоваться ими и предпочтем обратиться в суд для защиты своих прав и взыскания с компании морального ущерба (потраченные нервы + существенное ухудшение состояния здоровья).

Теперь ребята ищут коллег по несчастью, чтобы идти на компанию судом.

«Запрошенная сумма просто нереальная»

Звоним в «Интеркарс». Вот их комментарий:

— Мы не осуществляем перевозки. Мы продаем билеты. Иногда перевозчики отменяют рейсы, о чем сообщают нам. Мы передаем эту информацию своим пассажирам. Так вышло, что в тот день работал стажер, которого хотели принять на должность специалиста по бронированию. Девушка предоставила клиентам неправильную информацию. В итоге случилась такая вот неприятная ситуация.

Пассажиры просили моральную компенсацию 2000 рублей, возмещение стоимости билетов, которые пришлось купить, — 50,64 рубля и стоимости билетов на рейс, который не состоялся, — 40,5 рубля. В итоге мы компенсировали все траты клиентов, подтвержденные документами. Кроме морального ущерба. Потому как запрошенная сумма просто нереальна. Практика показывает, что суд в качестве компенсации морального вреда может взыскать сумму, примерно равную понесенным затратам. Потому мы предложили билеты на любую дату.

Плюс нам предоставляли справку из какого-то медцентра, в которой говорилось о болезни. Но это не больничный лист. Такая бумага не может официально фиксировать факт нетрудоспособности, то есть мы не имеем права ее учитывать. При наличии должного документа из средней зарплаты можно было бы примерно посчитать сумму компенсации. Но не в нашем случае.

«У нас не установлены ни минимальный, ни максимальный размер компенсации»

Комментарий юриста. Говорит Татьяна Ревинская:

— Белорусское законодательство дает возможность потребителю обратиться с требованием о компенсации морального вреда при нарушении любого из прав потребителя, зафиксированных в Законе о защите прав потребителей.

Вопросы о компенсации морального вреда рассматриваются в судебном порядке.

Моральный вред — это нравственные и физические страдания, которые понесло лицо в результате нарушения его прав.

Согласно п. 3, 4 ст. 18 Закона о защите прав потребителей размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случае, когда его вина является основанием для возмещения вреда.

При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер причиненных потребителю физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потребителя.

Белорусским законодателем не установлены ни минимальный, ни максимальный размер компенсации морального вреда потребителю. Обстоятельства каждого дела являются индивидуальными; позиции сторон спора и суда в данном споре также индивидуальны.

В настоящее время в судебной практике прослеживается тенденция к снижению размера компенсации относительно того размера, который требует потребитель. Представляется, что при защите прав потребителей сумма компенсации морального вреда не должна превышать суммы материального ущерба. Но, повторюсь, что все, безусловно, индивидуально.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: mytravelbook.org