«Кузовным ремонтом надо жить! Дышать этой шпаклевкой, любить запах растворителя!» — Денис и Святослав фанатеют от машин, а еще они контрол-фрики — говорят, что не умеют «фуфлить» авто и загоняются по поводу качества. Ребята долго работали на кого-то, а потом решили открыть свою СТО (вот их профиль). Но это не самоцель. Есть более глобальная и творческая задача. Представители различных профессий из сервиса «Onliner. Услуги» продолжают рассказывать о своем ежедневном труде.
Тогда работали в дилерском центре, взяли паузу и отправились на обед. Денис параллельно еде серфил по сети. Искал машину с богатыми формами, чтобы сочинить хот-род (быстрый автомобиль с ретровнешностью). Понимал, что на белорусских территориях это, скорее всего, будет «Москвич-401».
Разговорились со Святославом. Тот, как оказалось, загоняется примерно тем же. Ребята углубились в тему и в итоге решили объединить усилия.
Через какое-то время 401-й «Москвич» все-таки нашелся. Его всю зиму перекраивал под себя гомельский сварщик. Машину мужчина нашел у какого-то деда в гараже. Правда, деньги скоропостижно закончились. Рациональнее было скинуть недоделку.
Святослав и Денис потратили $400, перевезли машину в Минск, сняли с учета, купили двигатель от Toyota. Денис хотел сделать проект попроще. Святослав предложил усложнить. В итоге родились очертания будущего хот-рода. Правда, реализацию пришлось отложить.
Оба понимали, что работать на кого-то уже неинтересно. Заморочились собственным бизнесом. В итоге денег (весьма серьезных — в районе $40 000) требовали и собственная СТО, и проект с хот-родом. Ребята отказались от риска, чтобы не потерять все, и занялись станцией техобслуживания.
Святослав родился на Востоке. Не в регионе, а в микрорайоне города-героя Минска.
Каждое лето семья отправлялась в деревню. Там ее ждал старый лупатый «Запорожец»-«тридцатка». Отец использовал его в качестве тренажера и учил сына водить, пока не купил себе «Жигули».
Святослав получил права в 18 лет. Родители подарили им с сестрой-двойняшкой Ford Fiesta. Через два года машину продали, чтобы купить Peugeot 206. Примерно тогда парня и торкнуло. А еще по Discovery и National Geographic крутили передачи про то, как в Америке круто и быстро делают тачки.
Глаза загорелись.
Из школы парень попал прямиком в гараж. Читал, узнавал, пробовал, ошибался, исправлялся, повышал скилл.
В 2009-м брат предложил покрасить его Volkswagen Passat B3. Святослав вписался. Родственнику было дорого покупать автокраску, взял обычную по металлу в строительном магазине. Опыта ни у кого из участников процесса не было, но кое-как подготовили и покрасили. Passat чувствовал себя ужасно. Брат рассудил, что это из-за краски, и пошел за другой. Правда, снова не автомобильной: она была в три раза дороже.
Получился матовый черный автомобиль. Брат потом умудрился продать его в Казахстан. А Свят решил, что обязан качественно прокачаться в покраске машин.
— Мне ничего, кроме автомобилей, не нужно было.
Дальше были гаражи — большие и не очень — и дилерские станции. Там они и познакомились с Денисом.
Денис из Зеленого Луга.
У отца был «Москвич-2140», который если и делал что-то хорошо, то ломался. Когда гоняли в деревню под Смоленском, порой приходилось чинить прямо на дороге по несколько раз.
Денис, как и Святослав, смотрел «Тачку на прокачку» с Xzibit и другие, более содержательные шоу про автомобили. Правда, профессионально с ними долго не пересекался.
После школы отучился в училище на повара, а затем, чеканя шаг, отправился в армию. Часть располагалась в Масюковщине. Автомобильная — чтобы в случае войны быстро подвезти основным расчетам все необходимое. Войны, хвала небесам, не случилось. За два года солдат получил права категорий B, C и E и спокойно пошел себе на гражданку.
Там окончил Институт управления и предпринимательства, поработал торговым агентом, а потом принялся перепродавать тачки с ребятами. Что-то они пытались чинить самостоятельно, что-то отдавали специалистам.
Так все и завязалось. СТО, гаражи, дилерские центры, интернет и вопросы старшим товарищам. Методом проб и ошибок освоил матчасть и получил опыт. После познакомился со Святославом.
Ребята стартовали в декабре 2017-го.
Говорят, чтобы открыть СТО, к очень сильному желанию надо приложить денежки. Начать, если это кузовной сервис, можно с $10 000. Но все равно тема требует знаний — хотя бы азов. Товарищ Дениса и Святослава не был никак связан с кузовным ремонтом, но посчитал, что бизнес выстрелит. Открыл станцию, вложил в нее $40 000, проработал два года и потом продал. Получил $30 000. То есть в лучшем случае пролет на десятку.
Пока нашли нынешнее помещение, посетили десять локаций. Главное требование касалось отопления. Придумывать какой-то дополнительный обогрев для сотни «квадратов» — кусаче затратно.
Плюс смотрели на расположение. Минчане не особо хотят ехать за город. В итоге отыскали помещение в 180 «квадратов» на переулке Солтыса недалеко от стройного леса. Здесь раньше была большая автомобильная база. В советские времена все ладно работало. Потом были развал, суверенные кризисы, застой. Ребятам площадь досталась в ужасном состоянии. Три лампочки, одна розетка, грязные стены, выкрашенные маслом. Промышленное забытье.
Хорошо, что оба рукастые. Так что принялись наводить красоту самостоятельно, прилично сэкономив.
Денис отмечает, что в идеале для открытия такого бизнеса надо хотя бы тысяч сто. Долларов, ясное дело. Таких денег у ребят не было.
Экономили вообще на всем. В результате открылись примерно за $40 000 ($10 000 своих, $30 000 взятых в долг). При этом половина оборудования уже была приобретена.
За покрасочной камерой поехали в русский город Вологду за 1200 километров от дома. Там продавали вменяемую бэушку. Неделю сидели и разбирали ее. Потом еще месяц здесь монтировали. Копали яму, заливали бетон. Тоже сами.
Если бы нет, монтаж этой вологодской камеры обошелся бы примерно в $2000. Плюс приямок $1000. И сама камера $7500. Новая стоит больше $25 000.
Денис и Святослав, конечно, изначально просчитали свой бюджет на бумажке, но, когда дошло до дела, с каждой баночкой краски и пакетиком саморезов становилось ясно, что они глубоко ошибались. Примерно в три раза.
Банальный пример — навес. Покрасочную камеру смонтировали в декабре. Мороз, дождь — ее заливало. Начали прозванивать организации. Люди были готовы сделать навес минимум за $2500. Но ребятам свезло. По соседству арендовал помещения предприниматель, который занимался продажей железа. У мужчины в хозяйстве был навес, который он продал по цене металлолома — за $500.
Ребята провозились с ним неделю — все стало красиво. Говорят, оно того стоило.
Ребята пока буксуют. Бизнес жрет деньги. Аренда — порядка $1300 с «коммуналкой». Плюс $100 за площадку под покрасочную камеру на улице. В кучу платят еще и единый налог — 5% от оборота.
На станции два наемных работника. Они получают по 1500 белорусских рублей. Святослав и Денис периодически работают сами.
Говорят, есть проблема с кадрами. Во-первых, хороших сложно найти. Во-вторых, хорошие стоят дорого. Как в футболе.
Святослав горячо отмечает, что «кузовным ремонтом надо жить, дышать этой шпаклевкой, любить запах растворителя». Такой подвид осознанного извращения. Парень объясняет, в чем разница между работой на себя и на кого-то. Теперь он просыпается без будильника и хочет ехать сюда. А когда работал наемником, такого не было.
Ребята говорят, что они контрол-фрики, загоняются по качеству и не умеют «фуфлить» машины. Перед тем как клиент получает авто, оно проходит через кого-то из владельцев.
— Мы разрешаем клиентам не оплачивать ремонт, если он выглядит некачественно.
— Но клиентам может показаться все что угодно.
— Тогда мы закрываем машину на складе, зовем сертифицированных экспертов и технологов и просим оценить работу. Если ремонт выполнен качественно, клиент платит, нет — мы в пролете. Но такого еще не было. Хотя мы всегда готовы признавать свои ошибки, несмотря на популярный сейчас потребительский экстремизм.
Потребитель едет за экономией. Потому ребята стали предлагать два варианта ремонта. Дешевый — можно не тратиться на разборку и качество материалов. Дорогой — полная разборка, чистка со всех сторон. Но это в два раза дороже. Цена за работу сохраняется — примерно 100 рублей за элемент. На разницу влияет стоимость материала.
— Конкуренция дикая, — говорит Святослав. — Я могу насчитать 15—20 станций, не напрягаясь. Плюс знакомые, которые работают в гаражах, — это еще человек 11. Уверен, можно умножать сумму на 10. Главное для клиента — цена. Вот и начинаем объяснять, что это как в магазине. Можно купить колбасу себе, а можно коту. Выглядят они вроде одинаково, но состав разный, качество — тоже. Если хочешь, чтобы с животом все было нормально, покупай хорошую. Так и с ремонтом автомобиля. Ездить на гнилой машине — это безответственно.
Начинающим бизнесменам тяжело, но они обещают справиться. Ощущения такие, будто съехал от мамы на съемную хату и понял, что продукты не умеют самостоятельно оказываться в холодильнике.
Сейчас оба не вынимают «по 500». Радуются, когда получается по 200. Все идет в бизнес. Пока выходит меньше, чем во время работы на кого-то. Тогда средняя зарплата была в районе $800—900.
Кузовной ремонт оформлен на Святослава, лаборатория для подбора красок и материалов — на Дениса. Все делится пополам. Так с бухгалтерией проще.
У обоих жены и дети.
— И что, на 200 можно жить?
— Ну, очень сложно, но у нас жены работают. Спасают, пусть об этом и не очень приятно говорить.
— И как жены?
— Пока терпят. Время от времени пилят, — смеются ребята.
Главная творческая задача — представить свой хот-род. Не корча, а адекватный гражданский автомобиль. И не тупо загнать «Москвич», а найти людей, которым это было бы интересно, которые могли бы вывести на новые проекты.
— Хотелось бы делать эксклюзивные вещи. Да, прямо сейчас в Беларуси это никому не нужно. Но есть же Россия, та же Америка еще с сороковых годов интересуется этой темой. Они строят, продают хот-роды и наслаждаются ими. Это отдельная культура в автомобилестроении. Это выставочный экземпляр. Многие миллионеры говорят, что им нравится не столько ездить на них, сколько обладать ими. Хотя мы бы и ездили с удовольствием.
Если у вас есть интересные профессиональные истории, регистрируйтесь на нашем сервисе «Onliner. Услуги» и присылайте письма на ящик nm@onliner.by с пометкой «Моя работа». Будем создавать мотивацию!
Качайте приложение «Onliner. Услуги»:
Автомобильные шины в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by