Управляющий коммерческой недвижимостью Роберт Киселев: что нужно минчанам в центре города — ковры со швабрами или Starbucks?

34 927
22 марта 2018 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Малиновский

Управляющий коммерческой недвижимостью Роберт Киселев: что нужно минчанам в центре города — ковры со швабрами или Starbucks?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Малиновский
Роберт Киселев — управляющий коммерческой недвижимостью. Маркетинг-консультант.
У меня есть версия, объясняющая, почему большинство туристов называют Минск «чистым, но скучным» и отчего многие жители города готовы сравнивать столицу с маленьким соседним Вильнюсом явно не в пользу белорусского миллионника. Вопрос здесь далеко не только в «старом городе». Уверен, что причина кроется и в том, что мы до сих пор боимся излишней коммерциализации города, хотя в большинстве своем где-то глубоко внутри этого хотим.

Вот как все происходит. Приехав в новый город, мы всегда идем в его центр. Конечно, в первую очередь смотрим на исторические и культурные памятники, отмечаем чистоту и опрятность. Но параллельно обязательно обращаем внимание на развитие инфраструктуры и концентрацию частного бизнеса: как долго пришлось искать кафе или магазин? Удалось ли найти любимую сетевую закусочную? Удивили ли магазины разнообразием товара? Именно так складывается впечатление о состоянии экономики страны, вкусах жителей, т. д.

Так вот, если в любом развитом городе его центр является местом концентрации качественных торговых и бизнес-центров, отелей, то минский downtown — это стены серого бетона.

И если с административными госзданиями ничего не поделаешь, то с объектами торговой недвижимости можно и нужно работать. Как человек, который системно управляет частным ретейлом, я не хочу молча ходить по унылому и серому центру столицы. Во всех ключевых государственных торговых объектах в самом сердце города на витринах — кастрюли, ковры, не самая удачная одежда. Внутри изношенное торговое оборудование и сидящие годами на фиксированной зарплате продавцы, которым плевать на сервис.

Я считаю, что в 2018 году в центре двухмиллионного города такая ситуация недопустима. Магазины хозтоваров экономкласса следует перенести в «спальники», а места в самом центре отдать частному бизнесу, который готов соответствующим образом платить за представление своих брендов в выгодных локациях.

Нам постоянно говорят: казне города не хватает денег. Ту же набережную Свислочи никак не могут сделать (а это тоже лицо города!). Так почему не отдать крупные городские торговые объекты в долгосрочную аренду мировым масс-брендам? С одной стороны, это принесет поток денег в казну, с другой — даст возможность частному бизнесу развиваться на «намоленных» и проходных площадках.

Да, Минск сегодня не тот, что еще пять лет назад. Город развивается — в этом году у нас откроется первая и пока единственная кофейня мировой сети Starbucks в локации Немиги. Очень здорово, но этого мало. Да, в ближайшее время сюда не придет условная Prada — это продиктовано экономикой города. Но ряд брендов из «средней — средней плюс» категории при предложении лучшей геолокации готовы рассматривать открытие представительств по тем же договорам франшиз. И это городу надо идти им навстречу, а не наоборот! Отдайте им хотя бы первые этажи государственных торговых центров — щетки, швабры и ковры вполне могут подняться и повыше, если так уж необходимо.

Второй больной вопрос для Минска — это архитектура. Почему-то наши гражданские активисты постоянно сопротивляются всему новому. Как только частный бизнес презентует постройку нового бизнес- или торгового центра, все выступают резко против. Помните, сколько шума было из-за сноса здания выставочного комплекса на Янки Купалы? Я сам участвовал и посещал профильные выставки в этом здании и знаю его изнутри: объект был полностью морально изношен и уже не мог выполнять свои бизнес-функции. Нужно было либо объявлять здание музеем, либо действительно сносить — чтобы построить что-то современное и функциональное.

Сейчас на месте бывшего музея ВОВ на главной площади города предлагают построить бизнес-центр. Соглашусь, что показанные рендеры не самые эстетически приятные, но спор гражданского общества идет не об архитектурной эстетике, а о том, что на этом месте вообще должен быть парк, где можно будет гулять с собаками.

И последний пример — архитектурная компания «Воробьев и партнеры» презентовала проект ТРЦ возле гостиницы «Беларусь». С моей точки зрения, он отлично вписывается в ландшафт Минска и качественно заполняет пустырь. Казалось бы, развитие города, новый объект притяжения людей. Но нет: по мнению активистов, там должны быть холмы и просторы.

Слушайте, если вам нужны просторы — езжайте в Молодечно. Я хочу жить в модном, развивающемся городе. И тратить деньги в современных торговых центрах, без кастрюль и бабушкиных ковров. Минск — двухмиллионный город в 2018 году, здесь нужно развивать частную инициативу.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by