Ведущий белорусского телевидения подает в суд на сеть ювелирных магазинов за использование его фото в рекламе

 
13 марта 2018 в 9:00
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Инна Ревяко; из личного архива героя
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Инна Ревяко; из личного архива героя

В редакцию Onliner.by обратился сотрудник Белтелерадиокомпании, ведущий новостей и утреннего шоу Евгений Перлин. Он утверждает, что ювелирная компания «Царское золото» использовала его фото без разрешения, что нарушает закон «О рекламе».

— В мае 2015 года я сделал фотосессию для личного архива. В кадре я в военной форме вместе со своей девушкой. Фотопроект был посвящен 9 Мая, идею придумала моя давняя подруга, фотограф Инна Ревяко. Мне захотелось примерить новый образ, и я помог с организацией. В конце концов, мой дед воевал, дошел до Вены. И прадед воевал тоже. Тема войны — важная в нашей семье. 9 Мая я всегда в Минске на параде, если только, конечно, не в прямом праздничном эфире, — говорит Евгений.

— Фотографии мы оставили на память, выложив в соцсетях. Прошло какое-то время. И вот в феврале 2018-го, когда я работал на Олимпиаде в Пхенчхане, мне звонят друзья и говорят: «Женя, круто, ты в Корее, а твоя реклама вышла в Минске!» «Какая такая реклама?» — не понял я. Оказалось, что на главной странице сайта компании «Царское золото» висит мое фото с подписью «С 23 февраля, наши любимые». Этот же снимок «Царское золото» выложило в своих соцсетях, опубликовало на листовках и т. д. Я был возмущен, ведь разрешения на публикацию не давал!

— Во-первых, правила аккредитации на Олимпиаде запрещают любому журналисту размещать коммерческую информацию в аккаунтах и соцсетях. Я не могу стоять на фоне олимпийских колец и показывать: «Смотрите, какие классные у меня часы!» То есть поступок «Царского золота», которое использовало мой снимок без спроса, мог спровоцировать скандал и лишение аккредитации.

Пункт второй. Мои гражданские права нарушены. В соответствии с законом «О рекламе», никто не имеет права использовать фото с моим изображением, не получив моего согласия. А потому я собираюсь обратиться с иском в суд. Поймите, дело не в деньгах, не в компенсации морального и материального вреда. Своим обращением в суд я хочу показать, что нельзя так делать. Нельзя использовать фото публичных людей для рекламы чего угодно. Иначе за них могут вступиться компании. И иски будут намного тяжелее для нарушителей.

— Как только я и автор снимков — Инна Ревяко — обратились в «Царское золото», снимки удалили. Но к тому моменту они уже успели провисеть на сайте и в соцсетях, то есть свою работу сделали. К тому же листовки ювелирный бренд не успел уничтожить. Я пытался решить конфликт с «Царским золотом» мирно, получить компенсацию, не доводя дело до суда. Но юрисконсульт отказался связать меня с руководством, лишь ответил: «Пишите официальную претензию».

— Если бы «Царское золото» заручилось вашим согласием и вы бы стали официальным лицом их рекламной кампании, о какой сумме гонорара могла бы идти речь?

— Как лицо рекламной кампании, я бы попросил от $1000 до $2000, ведь я достаточно узнаваемый человек.

Фотограф Инна Ревяко, автор фотопроекта с Евгением Перлиным, тоже готовит иск в отношении «Царского золота». Она настроена обратиться в Верховный суд: только эта инстанция в Беларуси рассматривает дела, связанные с нарушением авторских прав, — около 50 случаев в год.

— Сегодня я как раз встречалась с юристом и убедилась в том, что для меня и так очевидно: нарушены мои авторские права и положения Гражданского кодекса. Представьте, это была творческая, некоммерческая съемка ко Дню победы, в которой задействованы организатор, визажист, декоратор, модели и я — фотограф. А «Царское золото» просто берет и бесплатно присваивает себе результат нашей работы! И даже не хочет извиниться. Ну как так? — возмущена Инна. — Сейчас мы готовим официальную претензию, хотя и не обязаны делать этого по закону. Затем ждем официальный ответ и подаем в суд. В своем Instagram я веду отчеты по этому делу и даже ввела хэштег #защитисвоеавторство: буду подробно описывать происходящее.

«Вы знаете, как выглядит Перлин, а я — нет»

Юрисконсульт «Царского золота» Ян Романенок не согласился с тем, что имеет место нарушение каких-либо прав: «Не мне оценивать произошедшее, вину или невиновность установит суд».

— Я не понимаю, в чем вообще заключается ситуация. На сегодняшний день ни одной из перечисленных сторон не предоставлено ни одного официального документа или доказательства того, что эта картинка принадлежит кому-то из них, — пояснил Ян Романенок. — Вы знаете, как выглядит Евгений Перлин, а я — нет. Когда звонит телефонный номер и я слышу только голос в трубке и вижу цифры на экране, то как могу удостовериться в том, кто со мной говорит? Может, это вы — Евгений Перлин. «Царское золото» абсолютно не против разрешения данной ситуации, но исключительно в правовом поле. Мы предложили Инне и Евгению обратиться к нам способом, предусмотренным законодательством. Однако никаких официальных обращений не получили. По сути, у нас нет ничего, кроме телефонных разговоров.

Юрист: «Размещение фотографии в соцсетях не прекращает действие авторских прав»

— Использованием в рекламе фотографии без согласия правообладателя (в данном случае фотографа) и лиц, изображенных на фото, нарушены как законодательство об авторском праве, так и законодательство о рекламе, — считает адвокат Сергей Зикрацкий. — Законодательство об авторском праве запрещает использовать в рекламе фото без согласия правообладателей. И в этой связи не имеет значения, что герои фото выложили его в своих социальных сетях. В Беларуси существует очень распространенное заблуждение: если фото размещено в соцсетях, то его можно использовать свободно. На самом деле не так. Размещение фотографии в соцсетях не прекращает действие авторских прав. Законно такое фото можно использовать только посредством инструментов самой соцсети: лайки, репосты и т. д. Но для использования его в рекламе необходимо получить согласие правообладателя.

В указанной ситуации фотограф вправе требовать компенсации в размере от 10 базовых величин (245 рублей) до 50 000 базовых величин за каждый факт нарушения. Здесь можно видеть сразу несколько фактов нарушений: и использование фото на корпоративном сайте, и использование его в различных группах в соцсетях, и распространение буклетов и плакатов. За каждое из таких нарушений можно требовать выплаты отдельной компенсации. Если же при использовании фотографий не было указано имя фотографа, то он вправе требовать также и компенсации морального вреда.


То, что ситуация с авторскими правами в отношении фотографии в Беларуси весьма проблемная, доказал еще в 2016 году блогер Антон Мотолько, который обратился в Верховный суд, но проиграл дело... Белтелерадиокомпании. Суд тогда не счел фотографии северного сияния объектом авторского права.

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!