Те, кто хоть раз видели фильм «Белые Росы», вспомнят Андрея Ходаса, кто смотрел «Брестская крепость» — Александра Акимова, театралы назовут его роли в спектаклях «Людзі на балоце», «Вечар», «Пінская шляхта» и десятках других. За свои 83 года Геннадий Гарбук сыграл больше 100 ролей в театре и кино. На днях актера не стало. «Бывай, дядя Гена» — сегодня по старой купаловской традиции его аплодисментами проводили в последний путь...
Геннадий Гарбук умер утром 7 февраля. Последнее время 83-летний актер лежал в постели — болели ноги, около года он практически не ходил. Как говорят его друзья, с ногами у артиста были проблемы всю жизнь.
— Он сильно переживал смерть жены, не мог без нее, для него это была огромная потеря. Он сильно тосковал по ней, — говорит актер Купаловского театра Игорь Петров. — Мы как-то приехали к нему домой и стали уговаривать его все-таки поехать в больницу. Он читал нам вслух стихотворение, которое написала ему жена.
Мы говорили ему: «Геннадий Михайлович, вы нам нужны, вы нужны зрителям, мы все хотим работать вместе с вами, зрители хотят вас видеть». Он говорил: «Я тоже хочу, но понимаете...» И читал нам стихотворение, которое ему написала жена. Нам удалось все-таки уговорить его поехать в больницу, театр помог ему переехать туда. Ему сделали операцию. И казалось, даже удачно, он ожил, начал заниматься физкультурой, встал на ноги и даже захотел поехать к своему брату в Москву на юбилей, но родные его отговорили.
Правда, он не удержался и 7 мая прошлого года сыграл в своем любимом спектакле «Людзі на балоце». Нам грустно за себя, так как мы остаемся без него, но ему, возможно, там лучше, так как он смог подарить настоящую любовь не только своим близким, детям и жене, но и зрителям, которые приходили в Купаловский театр и смотрели фильмы с его участием.
Геннадия Гарбука в последний путь провожали на главной сцене родного Купаловского театра, где он отработал больше 50 лет. Сотни людей пришли сегодня в театр, чтобы проститься с известным артистом.
Это и министр культуры Юрий Бондарь, и известный режиссер Александр Ефремов, и руководители столичных театров, коллеги, семья, друзья.
— Мы очень любили его, недостаточно часто общались, жизнь разводит, — вздыхает племянник актера. — Последние годы пытались наверстывать упущенное, последний Новый год встречали вместе. Каждая встреча с дядей Геной для нас была праздником: он был прекрасным рассказчиком, искрометно шутил. И при этом очень хорошо умел слушать нас, никогда не осуждал, не критиковал, пытался понять и помочь...
— Прежде всего он был гениальным и талантливым артистом, он сыграл более сотни ролей в театре и кино. А играть одновременно хорошо и в театре, и в кино — это не одно и то же. Если говорить про творчество, то самые знаковые его роли, на мой взгляд, — это Василь из экранизации «Людзі на балоце» и Пятрок из «Знак бяды», — отметил художественный руководитель театра им. Янки Купалы Николай Пинигин.
— Он был чудесным человеком, любил этот театр, много лет отдал ему. Ушаччина рождает чудесные таланты: и Быков, и Бородулин, а теперь вот и Гарбук присоединился к этой компании. На свое 80-летие он сказал: «Я не хочу сидеть в кресле на сцене, чтобы меня поздравляли чиновники, я хочу петь». Мы посадили оркестр нашего театра на сцену. Он репетировал и где-то полтора часа пел песни. Старые советские, белорусские — всякие. А петь он умел чудесно... Про него остались самые теплые, самые хорошие воспоминания.
— Совсем недавно на этой же вот сцене я обращался к Геннадию Михайловичу текстом Алексея Дударева в спектакле «Вечер» такими словами: «Аджыў сваё чалавек, прыйшла яго ноч, прыйшоў наш вечар», — говорит народный артист Беларуси и СССР Геннадий Овсянников. — А вот сегодня приходится говорить это по-настоящему. Мы знакомы были с 1954 года, всякого было у нас — и доброго, и плохого. Скажу коротко. Ты поранил мое сердце, и эту боль я буду носить, пока не закроются мои глаза. Бывай.
— Дорогой дядя Гена, было большим счастьем и наслаждением быть твоим партнером на сцене, слушать, как ты делаешь замечания, когда я была совсем молоденькой артисткой, очень мягко и шутливо, — говорит Зоя Белохвостик. — Я всегда чувствовала от тебя поддержку на сцене, дай Бог всем таких партнеров. Мы будем помнить про тебя всегда, так как это наша купаловская кровь, наша купаловская жизнь — наш Купаловский театр. Земля тебе пухом, дядя Гена.
— Я только сегодня вспомнил текст, когда его Никита умер в среду. Геннадий Михайлович ушел от нас тоже в этот день, — говорит драматург Алексей Дударев, тот самый автор сценария культового фильма «Белые Росы». — Он останется в этих легендарных стенах, в этом зале, на этой сцене и в наших сердцах.
— Мы до конца не осознаем пока, что мы потеряли, — отмечает актер Павел Харланчук. — Я жалею, что потихоньку тот театр, который я полюбил, уходит вместе с этими людьми. Новый театр можно называть современным, нашим, но я люблю тот театр, а он, к сожалению, сейчас умирает.
На прощание с известным актером пришли и его поклонники. Они приносили цветы на сцену и молча отходили.
— Для меня Купаловский театр — это всегда праздник. Я со студенчества дважды в неделю хожу в театр, вот уже 50 лет как. На спектакле «Людзі на балоце» была больше 10 раз, — говорит поклонница Гарбука Людмила Николаевна. — Мы в молодости с подругами выбрали, кому какой актер нравится. У меня был любимец Геннадий Гарбук, у подруги Татьяны — Августин Милованов, у Насти — Здислав Стомма. Вот пришла проститься, так как для меня это большая потеря, я думаю, и для зрителей тоже. Из старой школы Купаловского, на мой взгляд, остались еще Августин Милованов, но он почти не играет, Геннадий Овсянников выходит на сцену, из более молодых, но тоже очень хороших актеров — это Виктор Манаев, Зоя Белохвостик и многие другие.
Геннадий Гарбук родился 24 июля 1934 года в деревне Глыбочка Ушачского района Витебской области. В детстве он заболел малярией и из-за лечения хинином получил проблемы со зрением. Он поступил в Белорусский театрально-художественный институт по специальности «Актер драматического театра». С 1958 года работал в витебском театре имени Якуба Коласа. В Национальный академический театр имени Янки Купалы он пришел спустя 4 года и проработал там всю жизнь. Он сыграл больше 100 ролей в театре и кино.
Наибольший успех ему принесла роль Петрока в фильме Михаила Пташука «Знак беды» по одноименному произведению Василя Быкова, за которую артист получил приз за лучшую мужскую роль на Международном фестивале в Загребе. Он снялся также в таких картинах, как «Белые росы», «Черный замок Ольшанский», «Анастасия Слуцкая», «Брестская крепость», сериалах «Государственная граница», «На безымянной высоте» и других.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!