Бизнес чиновникам: «Законы у нас в целом-то, может, и неплохие, но они не работают»

 
8060
25 января 2018 в 16:35
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Малиновский
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Малиновский

Несколько десятков бизнесменов и предпринимателей встретились вместе с чиновниками во время 81-го республиканского съезда директоров. Обсуждали последние декреты №7 и 8, общую ситуацию в экономике и подходы к бизнесу. О чем говорили на съезде, читайте в материале Onliner.by.

«Инфляция снизилась, но ставки по кредитам все равно вдвое выше ее значения»

После рапорта о достижении года — рекордно низком уровне инфляции — предприниматели задали один из самых острых вопросов для бизнеса за последние годы: о ставках по кредитам.

— Как возвращать кредиты, которые брали под 30—40%? Еще пару лет назад можно было отправлять продукцию в Россию по любой цене. А сегодня спрос значительно ниже, чем предложение, которое нарастили белорусы. И мы сегодня не готовы на 20% снизить цены. Для «Камволя» и других госпредприятий решения находятся. Они могут прийти к главе государства и попросить решить вопрос. И государство будет его решать. Частник же такой возможности не имеет, — говорят предприниматели-производители. — Мы пытаемся найти недорогие кредиты, но с их получением очень много несуразиц. Китайцы предлагают кредит под 1,8%, но, как только он проходит через Банк реконструкции, — цифра растет до 8%. Вели мы переговоры с Арабскими Эмиратами, кредит в 2,8% предлагают. Но взять напрямую я не могу, тут вопросы с разрешением Нацбанка, со всеми проволочками и риском получить отказ. Придется брать через какой-то белорусский банк — и опять 8%.

Вот вы молодцы, снизили ставку рефинансирования и инфляцию, но процентные ставки сейчас все равно в два раза выше, что в прошлом, что в позапрошлом году. Если отнять процент инфляции, то реальная ставка все равно довольно высокая. Когда ставки по кредитам как-то будут приближаться к инфляции?

— Для того чтобы снижалась, как вы говорите, эффективная ставка, или, как мы ее называем, риск-премия, важен не сам факт быстрого снижения, а важна остановка на этом уровне, — говорит начальник главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка Дмитрий Мурин. — Люди увидят, что инфляция на уровне 5% несколько лет, ожидания субъектов хозяйствования и населения тоже закрепятся примерно на этом уровне. Именно тогда банки смогут снижать свою риск-премию сами, без административного ресурса.

Смотрите сами: в 2016 году ставка рефинансирования была 18%, инфляция — 10,6. Риск-премия составила 7,4%. В прошлом году ставка рефинансирования была 11%, а инфляция — 4,6. Риск-премия составила 6,4%. При инфляции в 5% ставка рефинансирования будет 9,5%. И соответственно, риск-премия тоже будет меньше. Так что постепенно ставки будут сближаться. Я думаю, на это потребуется время, год-два.

«Сложно даже просто получить кредит»

Предприниматели также обозначили такую проблему — банки ограниченно выдают кредитные ресурсы. По мнению Дмитрия Мурина, есть ограничение по росту объемов кредитных денег в белорусской экономике.

— Мы не можем допустить, чтобы увеличение кредитования не давало эффекта с точки зрения макростабильности, — отметил он. — В прошлом году объемы выданных кредитов в целом по стране выросли на 10—12%. Это та величина, которая позволяет развиваться экономике, не приводит к разбалансировке платежного баланса и валютного рынка. Мы предполагаем, что в этом году темп роста кредитования не должен превышать 9—10%. Это та величина, которая даст возможность успешным предприятиям развиваться. Это тот объем денег, который не будет приводить к нарушению макроэкономической стабильности.

«Большая проблема — закредитованность предприятий»

Для белорусских предприятий огромная проблема — это просроченные кредиты. Предприятия, которые брали их для того, чтобы выйти из кризиса, еле-еле справляются с нагрузкой.

— Насколько я помню цифры по работе промышленности за 9 месяцев прошлого года, то валовая добавочная стоимость составила 20 миллиардов рублей в целом, — говорит почетный председатель правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Георгий Бадей. — За это же время платежи по кредитам составили 22 миллиарда рублей. Вы представляете? Предприятия работали 9 месяцев, а получается, еще глубже закопались в долги. Так это только кредиты и займы. А им же еще нужно зарплату платить, купить сырье и материалы и так далее. И это все ощущают. Сейчас живут так, что хоть бы купить сырье, дать зарплату и налоги заплатить. Но мы же должны думать о том, что как-то нужно развиваться.

— Проблема закредитованности есть, — согласился Дмитрий Мурин. — Но что делать с этим долгом? Простить его? Поэтому сейчас процесс и идет. Предприятия, которые набрали большой объем долгов, вынуждены их постоянно рефинансировать и продлевать сроки. Идет разработка и других механизмов выхода из ситуации.

— Банкротить часть нужно, а как иначе? — считают предприниматели.

«Сейчас самая большая нагрузка — это социальные вопросы. Будет ли меняться подход?»

Заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая отметила, что изменения в Налоговый кодекс до сих пор не приняты. Президент дал МНС 9 месяцев на разработку. Пока речь идет о модернизации законодательства в рамках кодекса. Дальше должно быть три года работы без изменений.

— Будет ли меняться системный подход? Ведь если глядеть глубже, то нужно менять и пенсионную систему, и социальные вопросы. Будем ли мы делать глубокую переработку кодекса? — задал вопрос председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец.

— С учетом тех целей, задач и того времени, которым мы располагаем, наша работа сведется к модернизации действующей редакции Налогового кодекса — и плюс ввести элементы на защиту плательщиков и либерализации налогового законодательства. Структуру и состав мы просто не сможем за это время успеть, — отметил заместитель министра финансов Валерий Кийко. Он добавил, что за те три года, пока кодекс будет работать без изменений, Минфин сможет глубинно пересмотреть его.

— В том числе будем решать и вопрос с социальными платежами (отчисления в ФСЗН. — Прим. Onliner.by). Либо будет отдельный социальный платеж в рамках администрирования внебюджетного фонда. Либо мы включим в налоговую систему, и тогда ФСЗН перейдет в бюджет, — отметил он.

Пока речи о снижении налоговой нагрузки не идет. Как отметили представители Минфина, уменьшение налоговых ставок — это пока большой вопрос.

«Почему за систему контроля налоговых органов платит бизнес?»

— С 1 февраля мы обязаны уже поставить средства контроля налоговых органов (СКНО), — говорят бизнесмены. — Почему-то платить за это должны мы. К примеру, есть люди, у которых 40 подразделений. Это 40 приборов СКНО и 160 рублей залоговой стоимости за каждый. Откуда мне брать деньги? Ведь источник один — цены, придется их повышать, что практически невозможно в условиях рынка и нынешнего спроса. Как в этой ситуации быть?

— Сейчас мы вырабатываем предложения для правительства, чтобы как раз таки снять эти расходы, — говорит замминистра по налогам и сборам Элла Селицкая. — Пока мы разрабатываем нормативку и будем ее предлагать правительству. Но это не все так быстро и просто делается, нужны согласования и с другими государственными органами. Эту работу мы планируем завершить до конца года.

— У нас идет либерализация налогового законодательства. Вместо этого задачи по соблюдению налогового законодательства и наполнения бюджета с МНС никто не снимал. Поэтому и нужны другие методы контроля, чтобы прийти с проверкой к тому, кому нужно, — добавил замминистра финансов.

«Есть практика жесткого восприятия частной собственности»

— Законодательство в инвестиционной сфере не такое уж и плохое, как и в других сферах в целом, — говорит председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец. — Но существует своеобразная выборочность применения законодательства госорганами. Когда возникает нечетко отрегулированный в нормативном акте вопрос к инвестору, то проще его, извините, «вдуть» финансово: дать штраф и так далее, то есть применить более жесткие меры. С кем бы я ни говорил на эту тему, 99,9% чиновников опасаются того, как на это дело посмотрит госконтроль. Мне кажется, вот эта устоявшаяся практика жесткого восприятия частной собственности в конфликтных вопросах — это основная и глубинная причина недостаточно хорошего инвестиционного климата.

— Да, законы не работают, так как каждое ведомство трактует их по-своему, — поддержали Александра коллеги. — Работает устоявшийся кодекс жесткого подхода к частникам.

«Бизнес-сообщество пока ждет, что же будет в итоге работы по декрету №7»

— Новый декрет №7 больше относится для вновь созданных предприятий и самозанятых белорусов, — говорит сопредседатель Бизнес союза нанимателей и работодателей им. Кунявского Жанна Тарасевич. — Принятые документы о либерализации бизнеса мы оцениваем сегодня по-разному. Пока прямое действие их направлено на развитие самозанятости, создание рабочих мест и новых предприятий. Что касается уже существующих средних, малых предприятий, сегодня пока есть только процесс ожидания. Небольшие изменения есть: изменения санитарных, противопожарных норм и правил, отмена печати и так далее. Но на этом все.

— В декрете №7 предусмотрен целый ряд порученческих пунктов, направленных на усовершенствование законодательства. План мероприятий утвержден 29 декабря вице-премьером Матюшевским. Фактически это перечень мероприятий нормотворческой работы. Нужно реформировать 6 кодексов, 21 закон, 34 постановления Совмина, нужна разработка целого ряда нормативных актов по налоговому администрированию и другие процедуры. Сейчас мы уже изучаем закон о торговле и общественном питании, в нем довольно важное изменение — это увеличение сроков взаиморасчетов между субъектами хозяйствования вплоть до 150—180 дней, мы предлагаем пойти на компромисс и сделать 90 дней. Этот момент обсуждается. Также есть вопросы по отмене ассортиментных перечней. Обсуждаем и вопросы отмены лицензирования: к примеру, отмена лицензий для адвокатской, психологической, охранной и других сфер бизнеса.

Кроме этого, сейчас мы настаиваем на том, чтобы пересмотреть ответственность добросовестных субъектов хозяйствования за работу с лжепредпринимательскими структурами.

«Какой процент будут снимать за обмен криптовалют на белорусские рубли?»

— Правильно ли мы поняли, что белорусское государство и правительство закладывают возможность обмена криптовалют на белорусские деньги, и какой будет процент за обналичку?

— Мы интегрировали в законодательство понятия «майнинг», «криптовалюты». Пока нет практики работы. Сейчас введены ключевые понятия, остальные вопросы будут уточняться. Пока точно сказать, что мы будем облагать и как, будут ли возникать какие-то объекты налогообложения, нельзя. С точки зрения бухучета мы определили, что это нематериальные активы. Активы должны приносить доход. Соответственно, если этот доход будет реальный и его можно идентифицировать в качестве экономической выгоды, исходя из этого и будут вытекать следующие вопросы налогообложения. Сейчас однозначного ответа нет, это совершенно новое для нас явление, — отметил заместитель министра финансов.

Металлообрабатывающие станки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!