16 805
18 января 2018 в 23:14
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Влад Борисевич

«Хотите, чтобы ребенок учился лучше — завтракайте вместе». Известный финский учитель дал советы белорусам

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Влад Борисевич

Большой зал КЗ «Минск» был переполнен людьми. Удивительное дело: ажиотаж у публики вызвали не девушки в бикини или создатели криптовалют, а… обычный учитель. Ну, может быть, не самый обычный, а один из известнейших в мире. Но это уже нюансы. «Я прямо рок-звезда! Шутка. На самом деле я простой учитель. Наверное, вы не туда попали», — смеялся Кари Лоухивуори — знаковая фигура в финском образовании, преподаватель и директор школы Кирккойярви в пригороде Хельсинки, который приложил руку к созданию финского «образовательного чуда». Onliner.by побывал на мастер-классе Лоухивуори.

Встреча с финским мэтром была бесплатной (организатором встречи была компания «А-100 Девелопмент»), и количество заявок неожиданно побило все рекорды: площадку для мероприятия меняли дважды, дойдя в итоге до концертного зала «Минск». «Хотели даже собрать вас в „Минск-Арене“, но потом передумали», — шутили со сцены организаторы.

Кто же создал такой ажиотаж, кто внимательно слушал Кари со зрительных мест и громко хлопал не потому, что того требует коммунистическая закалка, а из благодарности и уважения к лектору? Это были учителя, преподаватели университетов, директора школ и представители Минобразования. Мы поговорили с ними о жизни насущной.

— Насколько я знаю, финская система образования многое взяла от советской. Но уже самостоятельно финны сделали большой прорыв в образовании. Например, они отменили многие контролирующие органы и позволили школам самоопределяться, — говорит Ирина Генрихсен, которая открыла в Минске частный центр детского развития 18 лет назад. — Из сегодняшних проблем в белорусской системе образования я могу назвать большой документооборот. Кроме того, мы опаздываем с внедрением новых технологий. Хотелось бы быть ближе к ученикам. Наши дети ведь уже родились с гаджетами! Почему бы им не помочь в этой области? Кроме того, очень много препон, касающихся административной работы. Иногда просто хочется сказать: «Не мешайте нам!»

— Мы готовим будущих учителей. Могу сказать, что та модель школы, которая существует сегодня, неэффективна, — рассказывает о наболевшем преподаватель педагогического университета Татьяна. — Во-вторых, те процессы, которые идут в школе, та же самая инклюзия, требуют другого подхода. Финская модель интересна с той точки зрения, что она дает возможность открытого учебного пространства, гибкие программы, которые можно адаптировать под ребенка. У нас же требование об индивидуальном подходе формально существует, но выполнить его в реальности очень сложно. Хотелось бы услышать, как это работает. Можно назвать финскую систему прекрасной фантазией для белорусов. Но ведь все большое начинается с маленькой фантазии.

— Я преподаю в частной школе, — говорит учительница английского Анна. — Поэтому у нас меньше работы с бумагами, мне в этом смысле повезло. Преподавание — мое по-настоящему любимое дело. У меня получается работать с детьми, давать им то, что я хочу. Единственное, мне не хватает разделения учеников по темпу работы внутри класса. Некоторые усваивают материал быстрее, другие — медленнее. По сути, детям нужны разные программы.

За два часа выступления Кари Лоухивуори сумел описать финское образование в красочных подробностях. Все это время авторов репортажа охватывало мучительное чувство сожаления за бесцельно потраченные годы в белорусской школе. «Главные секреты нашего образования, — начал Кари, — это короткие дни обучения, много перемен и времени для игр, мало домашних заданий и длинные каникулы». Конечно, Лоухивуори шутил, и зал смеялся вместе с ним. Но эта шутка оказалась правдой. Финны действительно считают игры и свободное время, потраченное ребенком «впустую», ценнейшей частью обучения.

«Очень важно, чтобы у детей было детство!» — с чувством произнес Кари. До 7 лет в подготовительных финских классах детей не учат писать и читать. Нет! Только общаться со сверстниками, узнавать, каково это — быть вместе в сообществе людей. «Куда спешить, оставьте им детство!» — так рассуждают финны.

При этом в учителя попадают только самые одаренные студенты. Эта профессия, которая требует наличия магистерского диплома, высоко оплачивается в стране: «Потому что в Финляндии поняли, что нефти у нас нет. Образование — вот наша сильная сторона».

Система оценок тоже в корне отличается от нашей. Да, есть 10-балльная система, в которой минимальный балл — 4 («фиаско»), а максимальный, соответственно, — 10 («превосходно»). Но эти цифры на бумажках не так важны.

— Ну семерка и семерка. Разве это что-то значит? Оценка — это не слово божье, которое высечено на камне. Это то, что дает учитель, и может отличаться в разных школах. < …> Самое важное — сравнивать себя сегодняшнего с собой прошлым, а не с другими людьми. То есть сравнивать свое развитие по отношению к собственным навыкам, а не по отношению к другим ученикам, — объяснял Кари Лоухивуори.

Напоследок он дал рекомендации родителям. Что может сделать семья, как поддержать ребенка, если у него начались проблемы в учебе? Готовить вкусный завтрак перед школой; есть вместе; больше времени проводить друг с другом; меньше смотреть телевизор; читать детям книги; больше бывать на свежем воздухе; ходить в театр и кино; чаще обнимать и целовать детей; быть для них взрослым, а не другом.

Конструкторы для детей в каталоге Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!