Экономист Лев Львовский: если белорусские специалисты уезжают за рубеж, значит, они не сильно здесь нужны

34 908
18 января 2018 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Экономист Лев Львовский: если белорусские специалисты уезжают за рубеж, значит, они не сильно здесь нужны

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Лев Львовский — старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC. Имеет степень PhD in Economics университета Айовы. Основные области интересов: демографическая экономика и макроэкономика. Трудовой мигрант — в Беларуси с августа 2017-го.
Официальная статистика указывает, что белорусы ежегодно уезжают работать в Россию тысячами. Этот показатель в последнее время плавно растет и достигает в 2017 году 10 тыс. Понятно, что реальная цифра выглядит иначе, давайте предположим, что она в два раза больше. Так ли это страшно?

Стоит отметить, что проводить полноценные исследования на эту тему очень сложно из-за отсутствия достоверных данных. Между Россией и Беларусью существует льготный режим миграции, из-за которого многие белорусские граждане, работающие в соседней стране, могут там не регистрироваться.

Есть несколько косвенных факторов, которые говорят, что трудовых мигрантов из Беларуси в России, Польше, Украине немало, но я сомневаюсь, что сегодня кто-то решится озвучить вам какую-либо точную цифру. Можно, конечно, обратить внимание на то, сколько иностранной валюты было сдано в белорусские обменники, как много денег сюда было переведено из-за рубежа, можно отслеживать наполняемость поездов. Но все эти данные точно скажут лишь о том, что между двумя странами происходит очень интенсивный «человекообмен».

Я не раз слышал предположение, что, уезжая за границу, белорусские эксперты лишают отечественную экономику квалифицированных рабочих рук. Нечто подобное произошло в свое время в некоторых странах Балтии, где люди, получившие возможность свободно трудоустраиваться в пределах Евросоюза, вполне предсказуемо ею воспользовались. На мой взгляд, тут палка о двух концах. Считаю, что условия работы в России вполне можно сравнить с белорусскими, а в некоторых аспектах у нас они в чем-то и лучше. Это значит, что наши рынки труда вполне могут конкурировать, вопрос лишь в условиях, которые создает для потенциального работника законодательство и рынок труда.

То, что, например, квалифицированные белорусские строители уезжают за пределы страны на заработки и оттого на отечественном рынке специальностей возникает дефицит, действительно, правда. Но также верно, что они здесь не очень нужны, потому что им не предлагают достойную заработную плату. То есть, если нужных специалистов в Беларуси нет, значит, рынок считает, что они больше нужны в другой стране, им там больше платят, предлагают лучшие условия.

В качестве обратного примера отмечу сферу высоких технологий, в которой на нынешний момент условия работы в Беларуси лучше, и ни для кого не секрет, что в последние годы к нам приехало работать немало российских специалистов в этой сфере. Лично знаю достаточно много российских айтишников, которые приехали в Беларусь просто потому, что им сделали здесь предложения, от которых было трудно отказаться.

Лично я уверен, что трудовая миграция не трагедия, а скорее интересный для изучения показатель, если хотите — симптом, который позволяет вовремя увидеть проблему.

В современном обществе вопрос смены мест работы и жительства, особенно для молодых людей, не является большой сложностью. А это значит, что, покинув территорию страны в поисках лучшей доли, специалисты вернутся, как только условия работы вновь начнут их устраивать. То есть, зная точные данные, можно четко понимать проблемные области в экономике и вовремя корректировать ситуацию.

Ведь программист или строитель производит один и тот же продукт — что в Беларуси, что в России или Германии. Для него важно только то, как в той или иной стране оценивается квалифицированный труд.

Мы плавно подходим к самому главному: давайте посмотрим, что нас может ждать дальше. Как и многие другие эксперты, отмечу, что страна пребывает в экономической стагнации, которая будет длиться достаточно долго (даже Нацбанк оценивает рост экономики не более чем на 2%). Для рынка труда это значит, что если наши страны-соседи будут расти в экономике ощутимо больше, то очень скоро может возникнуть ситуация, при которой зарплаты там станут намного привлекательнее белорусских. Очевидно, что это стимулирует более интенсивную трудовую миграцию.

Остановить перетекание трудовых ресурсов можно, грубо говоря, лишь двумя путями — рычагами свободного рынка (вводя, например, преференции, схожие с теми, что сейчас дали IT-сфере) или ГУЛАГом — насильным удержанием на рабочих местах. В условиях современного общества, геополитического положения страны второе невозможно в принципе, поэтому единственный выход сегодня — задействовать рыночные механизмы.

Важно отметить, что прогнозы, о которых мы говорим, выглядят пессимистично, но при этом они не являются резкими, мгновенными, а это значит, что у белорусских властей будет время и возможность адекватно среагировать на происходящее.

Можно предположить, что наиболее больно ударит зарплатная конкуренция по госсектору. Текучесть кадров в нем наметилась уже сейчас, и при нынешних тенденциях будет только увеличиваться. Переходить оттуда люди будут в первую очередь в частный бизнес, укрепляя и развивая его. Если смотреть на этот процесс здраво, то понятно: в нем также нет ничего плохого. Как раз вместе с этой тенденцией может незаметно происходить увеличение доли частной инициативы в экономике, о чем так давно говорят эксперты. И опять же, любые нерыночные попытки удержать сотрудников в госсекторе (например, искусственно завышенными зарплатами) неизменно приведут к очередным экономическим кризисам и скачкам курса национальной валюты.

Последние годы показали, что в Беларуси от подобной практики отказались, и это вселяет надежду в непростое, но светлое будущее экономики.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by