МВД: проведение «дней трезвости» показало эффективность. И многое другое в проекте указа о торговле алкоголем

 
20 141
06 декабря 2017 в 16:57
Источник: mvd.gov.by
Источник: mvd.gov.by

Министерство внутренних дел продолжает работу по подготовке проекта указа главы государства «О вопросах розничной торговли алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом». Начальник управления профилактики МВД Олег Каразей рассказал, какими способами милиция предлагает снизить количество алкогольных преступлений и денежный ущерб для страны в целом.


— По данным Всемирной организации здравоохранения, в расчете на душу населения Беларусь занимает второе место в мире по производству и употреблению алкоголя (15 литров на человека), уступая только Литве (16 литров), обогнав Латвию (13 литров), Россию и Польшу (по 12 литров). Насколько сильно такие цифры влияют на криминогенную обстановку?

— На первый взгляд может показаться, что четверть от всех преступлений — не так и много. Но когда три четверти от количества тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан совершены в состоянии алкогольного опьянения — это уже очень серьезная цифра! Только вдумайтесь: три из четырех таких преступлений могли не произойти, если бы человек не злоупотреблял спиртным! А если говорить о семейном насилии, то почти все домашние конфликты происходят во время распития спиртного. Нам известны случаи, когда спиваются целые семьи. А все из-за того, что дешево купить спиртное можно чуть ли не в каждом дворе, где есть мини-магазин.

— Насколько исключение фактора шаговой доступности поможет улучшить ситуацию?

— Как показывает практика, в регионах нашей страны, где в рамках эксперимента вводились ограничения на продажу спиртного, ситуация с преступностью улучшалась. Проведение «дней трезвости» в масштабах республики также показало свою эффективность. А пример европейских стран показывает, что количество торговых точек с алкоголем напрямую влияет на ситуацию с совершением правонарушений. В нашей стране 1 магазин, реализующий спиртное, приходится на 600 человек, включая детей и престарелых. В странах Европы — Швеции и Норвегии — 1 торговая точка, продающая напитки крепче пива, приходится на 4,5 тыс. человек, в Финляндии — на 6,3 тыс., в Исландии — почти на 16 тыс.

— Реализация спиртного ведь приносит хороший доход производителям, продавцам, государству в виде налогов и акцизов. Злоупотреблять ведь никто не заставляет, люди сами делают свой выбор.

— Выгода от реализации алкоголя для причастных несоизмерима с экономическими потерями для государства в целом. Здесь надо брать в расчет много факторов. Среди них и смертность от алкоголизма, и утрата трудоспособности, и расходы на лечение, и социальные выплаты инвалидам, и ущерб от пожаров и ДТП, расходы на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних.

Это только финансовая сторона. Мировой опыт показывает, что ограничения идут на пользу здоровью нации и экономике. И в ряде постсоветских стран действуют нормы по времени и месту продажи спиртного, которые дают свои результаты. А у нас негосударственные поставщики активно лоббируют свои интересы, ведь ночная торговля без алкоголя им крайне невыгодна, как и отведение отдельных помещений для соответствующих отделов. Пришел человек за хлебом, а проходя мимо прилавка, захватил с собой бутылку пива или водки. Обратите внимание на крупные сетевые магазины: принцип расстановки товара именно такой.

— Какие еще есть варианты ограничительных мер?

— Велосипед изобретать не нужно, уже все придумано до нас. К примеру, в той же Швеции запрещена продажа крепкого алкоголя в воскресенье, в ряде стран Европы он реализуется в ограниченное время в определенной торговой сети. В Литве с 2018 года спиртное будут продавать только достигшим 20-летнего возраста, а время торговли заметно сократится: по будням и в субботу с 10 до 20 часов, в воскресенье — с 10 до 15 часов. На мой взгляд, достаточно хорошая практика, которую можно и нужно внедрять у нас. Ну и конечно, мы выступаем за ограничение продажи на автозаправках. И если заинтересованные в прибыли продавцы оправдывают это удобством для пассажиров, то для водителей создается лишний соблазн, на который нет-нет да и купится один из сотни или тысячи. А в сельской местности АЗС являются точками притяжения для жителей ближайших населенных пунктов, которые нередко ради утоления «жажды» перебегают оживленные трассы и попадают под машины.