Подписан декрет «О развитии предпринимательства». Экономист объясняет, почему это хорошо

 
UPD
23 ноября 2017 в 18:01
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка, Алексей Матюшков
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка, Алексей Матюшков

Жизнь становится проще. По крайней мере, у белорусских бизнесменов. Сегодня президент подписал декрет «О развитии предпринимательства», который по логике вещей должен упростить ведение бизнеса. Облегчится взаимодействие с госорганами, минимизируется вмешательство должностных лиц, усилятся механизмы саморегулирования. Экономист Жанна Тарасевич говорит, что весть благая, и объясняет перемены простыми словами.

Уведомительный порядок

— В декрете предусмотрено очень много прогрессивных норм — особенно для начала деятельности и ее развития, — комментирует преподаватель экономических дисциплин в БГЭУ, сопредседатель и директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского Жанна Тарасевич. — Ранее, чтобы стартовать субъект, требовалось не только зарегистрироваться, но и получить согласование. В общественном питании — например, с пожарными, санитарными и другими органами. Теперь этот порядок упрощен. Только-только зарегистрировавшись, субъект хозяйствования спокойно может начать свою деятельность, просто уведомив соответствующий местный орган. Конечно, он должен соблюдать ряд требований, но проходить череду согласований более не обязан.

То есть вводится уведомительный порядок осуществления наиболее распространенных видов экономической деятельности. Это бытовые, туристические, социальные услуги, деятельность в сфере торговли и общественного питания, перевозок пассажиров и багажа, производство продукции, стройматериалов и иные распространенные виды деятельности.

— Таким образом, действие документа охватывает сферы, в которых сосредоточено около 95% малого и среднего бизнеса, — говорится в сообщении на сайте президента. — Теперь для занятия данными видами деятельности достаточно будет подать единственное уведомление в исполком через службу «Одно окно» (допускается почтовое отправление с уведомлением о вручении) либо с помощью портала электронных услуг. На следующий день уже можно будет заниматься заявленным видом деятельности.

Сокращение требований

Декретом также утверждены общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и эксплуатации капитальных строений, изолированных помещений. Эти требования максимально систематизированы и сокращены. Они будут являться обязательными для соблюдения всеми субъектами при осуществлении экономической деятельности.

Положения иных технических нормативных правовых актов, содержащих требования в данной сфере, теперь будут носить для предпринимателей сугубо рекомендательный характер до их отмены.

Нужный режим работы

Декретом максимально упраздняются административные барьеры, связанные с наличием сложных и длительных процедур, получением большого количества справок, согласований и иной разрешительной документации.

— Есть виды деятельности вроде торговли и общественного питания. Раньше субъектам хозяйствования требовалось согласовывать режим работы с местными органами власти. Теперь этого нет, — говорит Тарасевич. — Предприниматель сам определяет, как будет работать. За исключением ночного времени — с 23:00 до 7:00. Момент хороший. Хочу — начинаю работать в 8:00, хочу — в 9:00, хочу — в 10:00. И работаю в зависимости от того, какой поток покупателей ко мне идет. Точно так же устанавливается время перерывов. Конечно, с учетом трудового законодательства, если у меня трудятся соответствующие работники.

Также декрет упрощает вопросы, которые связаны с текущей деятельностью.

— Сейчас в обязательном порядке должно выписывать путевые листы. Но, допустим, субъекты хозяйствования частной собственности зачастую используют свой личный транспорт. Путевые листы, для ясности, использовали для списания топлива. С принятием данного законодательства будет установлен иной порядок списания топлива. А путевые листы перестанут являться обязательными атрибутами. Это снижает затраты на администрирование. Когда придет налоговая, никто не потребует списания и нормативов, которые есть в летний и зимний периоды.

Проверки и ответственность

Отменяются иные излишние и экономически затратные требования и ограничения для бизнеса в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли и других.

Одновременно декрет устанавливает административную ответственность руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия.

— В проекте декрета была предусмотрена следующая мера. Если деятельность только началась и к вам приходит проверка, то за какие-то шероховатости эти органы не наказывают сразу же, — отмечает Тарасевич. — Проверяющие могут выявить определенные недоработки, дать предупреждение, четко прописать, что нужно устранить, и дать время на это устранение. Только после повторной проверки данного субъекта и только в случае неустраненных шероховатостей он будет нести ответственность.

За непринятие руководителем необходимых мер по надлежащей организации деятельности предприятия, повлекшее вредные последствия, если нет признаков преступления или иного административного правонарушения, предусмотрен штраф от 10 до 200 базовых величин.

Мораторий на повышение налогов

— В проекте был предусмотрен следующий важный момент. Обозначается мораторий на повышение налоговых ставок. То есть перемены законодательства в строну повышения налоговых ставок либо ввода новых налогов до 2020 года быть не должно. Есть тут, правда, один момент. Может расширяться налогооблагаемая база. Но, думаю, в дальнейшей налоговой реформе этому уделят соответствующее внимание. Потому субъект хозяйствования точно будет знать, что станет платить либо меньше, либо не больше, чем сейчас. Намечается определенная стабильность с точки зрения планирования и привлечения инвестиций, а также планирования своих бюджетов на среднесрочный период до трех лет — 2018, 2019, 2020 годы.

Позитивный прогноз

В стране хотят придать необходимый импульс развитию предпринимательской инициативы, стимулировать деловую активность и в целом улучшить инвестиционный климат.

— Естественно, отменится не все, — поясняет Тарасевич. — Но малый и средний бизнес сможет отказаться от большого количества документов. Глядишь, это окажет положительное влияние еще и на экологию. Весть о подписании декрета, конечно, благая. Этого документа ждали. С февраля велась совместная работа представителей бизнес-сообщества и государственных чиновников. Нельзя сказать, что декрет решит все проблемы белорусского предпринимательства. Но резонно ожидать, что окажет положительное влияние. Это маленький такой подарок под Новый год.

Кассовые аппараты в каталоге Onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber