«В кризис на погашение долгов госпредприятий по кредитам ушло $1,8 миллиарда бюджетных денег». Эксперты обеспокоены просроченными кредитами в Беларуси

 
8904
14 ноября 2017 в 18:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка

Специалисты Евразийского банка развития опубликовали отчет о состоянии экономики шести стран, основавших банк. Эксперты видят позитивные изменения в Беларуси: растет промышленное производство, выросли инвестиции, инфляция уменьшилась. Правда, темпы производства нефтепродуктов замедлились, да и профицит бюджета стал снижаться. Но в целом вроде бы кризис миновал. Однако радоваться рано, на данный момент остается одна из головных болей нашей экономики — просроченные долги по кредитам госпредприятий.

— В условиях некоторого снижения подверженности экономики стран ЕАБР внешним шокам внутриэкономические риски приобретают больший вес на горизонте следующих нескольких лет, — пишет во вступительном слове главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. — Среди них нужно отметить нестабильность банковского сектора в странах региона, в том числе значительные уровни доли кредитов с просроченной задолженностью в Беларуси, Казахстане и Таджикистане. Ключевым риском в области направленности экономической политики может стать увлечение стимулированием экономического роста в ущерб макроэкономической стабильности на фоне относительно легкого и быстрого снижения инфляции до рекордно низких уровней в текущем году.

— Для Беларуси плохие кредиты — это проблема. Еще до кризиса (который, вроде бы мы уже прошли) предприятия взяли довольно много кредитов для инвестирования, — подтверждает опасения коллег академический директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова. — В том числе банки выдавали кредиты предприятиям под гарантию государства. Но отдачи ожидаемой не получили — предприятия не смогли отдать долги.

А поскольку такая динамика в первую очередь связана с госпредприятиями, то наша официальная статистика даже не отражает масштабы проблемы. Так как часть кредитов гарантирована государством или местными исполкомами, то даже несмотря на просрочки они не считаются проблемными. Более того, заместитель министра финансов упоминал как-то цифру в $2 миллиарда — столько денег из государственного бюджета ушло во время кризиса на погашение долгов по кредитам госпредприятий. Мы, по сути, переложили долги госпредприятий на бюджет. И поэтому у нас госдолг и растет.

Конечно, это проблема. Она угрожает стабильности банковской системы. Понятно, что банки страдают, когда им не возвращают кредиты. Национальный банк пытается с этим сражаться. И в принципе, то улучшение макроэкономических условий, которое произошло, и снижение инфляции — это все помогает успешно справляться. Нельзя сказать, что кредитный кризис миновал, но я думаю, что самое страшное — уже позади.

— Если мы будем и дальше проводить такую же экономическую политику, то чего нам дальше ждать?

— Поскольку все-таки есть какой-то позитивный рост и госпредприятия, в частности промышленные, показывают результаты гораздо лучше, чем год назад, то в данный момент большой угрозы банковского и валютного кризиса нет. Но проблема в том, что, если мы не изменим подходы к управлению госпредприятиями, к тому, как принимались решения по банковским инвестициям, мы можем оказаться в той же ситуации. Когда снижаются реальные доходы населения, но государство выплачивает долги за предприятия.

Читайте также: