Сегодня в Минске открылась выставка «Культбытхозтовары». За холодным названием, от которого веет дефицитом, скрываются обычные вещи, которыми мы пользуемся дома: терки, туалетная бумага, сковородки, клеенка на стол. Onliner.by окунулся в прошлое.
На дне кастрюли написано «2017», но любая бабушка, тоскующая по Брежневу, прижмет кастрюльку к груди, как родную. Производитель из России говорит, что с тех пор штампы, по которым формуют эмалированную посуду, обновились. Но разве это большое дело, если на полках выставки стоит «ушастый» бидон с грибочками. Кстати, вы хоть знаете, что такое бидон?
— Эмалированная посуда — самый чистый материал для хозяйки. Эмаль — это стекло и самый инертный материал, — рассказывает Дмитрий, представитель «Лысьвеньского завода эмалированной посуды».
Недалеко расположен стенд борисовского завода «Металлист». Сейчас купленный инвестором банкрот режет дорогим лазером замысловатые фигуры из металлов, варит мангалы, штампует подносы. А раньше делал красные с белым горохом металлические банки и эмалированную посуду.
— Эта эмалированная посуда очень энергозатратная и довела завод до банкротства, — рассказывают хозяева стенда. — Теперь спектр продукции изменен. Из старого остались лишь терки — модели, проверенные десятками лет. Наши терки экспортируются в Украину, Россию. Потому что металл хороший — мы не экономим.
Еще одно энергозатратное и оттого несбыточное в Беларуси — производство достойной нужд среднего класса туалетной бумаги. Завод «Альбертин» (он же Слонимский картонно-бумажный) на санитарно-гигиеническую продукцию, можно сказать, отвлекается — несколько процентов в объеме производства картона.
— Дорогая бумага на целлюлозной основе. А мы делаем из макулатуры в основном. Есть целлюлозная, но с добавлением высоких сортов макулатуры. Что в ней хорошего? Плотность — 27 г/кв. м. А кто-то делает 14 г...
Идем дальше, и снова раздалось эхо бабушкиного дома в деревне. Это стенд с клеенками. Говорят, что клеенка не стоит на месте — становится тоньше, крепче, красивее (краски под золото, серебро).
— Самый продаваемый дизайн? Минск очень любит вот с виноградом. А Могилев и Гомель — нет.
На стенде «Немана» блестит хрусталь. Продавец говорит, что иностранцы от наших нарезок (рисунок на хрустальной посуде) без ума.
Идем дальше — чугунные сковородки. Еще одна национальная гордость, потому что «китайцы разбавляют». Признают, что сковородки стали легче, но лишь потому, что толщину чугуна сняли с бортов.
Ну и какая промышленная выставка без флагманов? Правда, ни МТЗ, ни БелАЗ не привезли передовые разработки.
На витрине написано «Перспективные товары народного потребления». На полках — гантели, автоматическая закаточная машинка, мастерки, тележка...
— Мы изучаем спрос. Если людей заинтересуют эти товары — будет рассмотрен вопрос об их массовом производстве, — на стенде МТЗ уверяют, что денег на такой продукции не заработать. — Это делается потому, что у нас социально ориентированная страна. Должен же кто-то делать эти вещи. Вы думаете, они никому не нужны? Да мы в прошлом году продали 100 тысяч закаточных машинок. А чугунные решетки и дверцы для печей — вообще дефицит в стране из-за низкой цены и отличного качества. Печники очень уважают.
А вот ломы берут чуть хуже.