Дизайнер Олеся Чикильдина: удивляюсь — все хотят купить белорусскую мебель, а отрасль в упадке

05 октября 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Дизайнер Олеся Чикильдина: удивляюсь — все хотят купить белорусскую мебель, а отрасль в упадке

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Олеся Чикильдина — дизайнер и соучредитель студии интерьера One Design. Закончила Белорусскую государственную академию искусств (кафедра дизайна). Ежедневно читает Onliner.by последние три года.
Вот уже не первый год, разговаривая со знакомыми и клиентами, я слышу одну и ту же просьбу: помогите найти правильную белорусскую мебель. В термин «правильную» на самом деле люди вкладывают достаточно конкретные представления: качественная, недорогая, сделанная из натуральных материалов, произведенных в нашей стране. И вот что меня удивляет: в большинстве случаев люди, занимающиеся ремонтом, не просто готовы — они искренне хотят купить именно белорусскую мебель. Но чаще всего в итоге покупают что-то иностранное. Парадокс заключается в том, что магазины при этом забиты отечественным производителем под завязку, просто он.... «неправильный» какой-то. Как так получается?

Давайте разберемся сразу с несколькими аспектами проблемы по очереди и вместе поудивляемся, почему она до сих пор регулярно возникает.

Итак, есть реалии белорусского рынка жилья, и одна из них заключается в том, что до сих пор большинство из нас живет в обычных типовых панельках и хрущевках. Даже если говорить и про новое жилье, бóльшая часть людей может себе позволить покупку только лишь небольшой квартиры-студии с общей площадью в 25 кв. м.  Все эти клетушки имеют маленький метраж, и кажется очевидным, что, ориентируясь на потенциального покупателя, наши дизайнеры мебели просто обязаны понимать: для них нужна определенная мебель — компактная, эргономичная, простая, чаще светлая, чем темная. В общем, понять, что необходимо отечественному рынку, элементарно: посмотрите, какие основные параметры ищут потенциальные клиенты при запросах в онлайн-магазинах или, наконец, просто станьте в «Доме мебели» и проследите за тем, на что обращают внимание покупатели в течение дня.

Мне кажется, этого никто не делает. Склады, витрины и выставочные площади буквально забиты огромными угловатыми уродцами, половина из которых в классические «хрущи» даже если и удастся впихнуть, в итоге получится или комната-диван, или стена-шкаф. Никаких полумер!

Вот вам несколько самых распространенных национальных развлечений навскидку: «сделай так, чтобы мягкий угол поместился в гостиной, и найди место для телевизора», «придумай, как поставить в спальню вместе с кроватью тумбочки и шкаф так, чтобы между этим можно было пройти, не отбив себе ноги», и мое любимое: «найди хоть один чертов кухонный набор для хрущевочных шести „квадратов“, в идеале такой, чтобы не надо было выбрасывать половину шкафов и тумбочек». Отдельными квестами я бы отметила выбор и покупку кухонного стола со стульями, мебели для прихожей (для прихожей, как мне кажется, у нас вообще в стране не понимают, что можно производить).

Обо всех этих проблемах знает буквально каждый белорус, все мы сталкиваемся с ними хотя бы несколько раз в жизни. Если чаяния народа не слышны отечественным мебельным дизайнерам и маркетологам, исследующим рынок, — это просто преступление против потребителя.

Проблема номер два. Производители не думают о качестве. И не стоит мне здесь рассказывать о дорогостоящем оборудовании, которое пока еще не закупила та или иная идущая на дно белорусская мебельная фабрика. Некоторую мебель делали триста лет назад при помощи пилы, молотка и рубанка, она жива до сих пор и выглядит, кстати, изящнее и функциональнее многих современных аналогов. С белорусской продукцией до сих пор ассоциируется миф о непревзойденном «советском» качестве. Но мне кажется, что в мебельных фабриках прикладывают все усилия для того, чтобы этот миф развеять. Уже дошли до того, что «китайские подделки» на деле оказываются качественнее и долговечнее оригинала.

Создание чего-либо — не вопрос устаревших мощностей. Сегодня по всему миру набирает обороты мода на простую функциональную авторскую «крафтовую» мебель, которая изготавливается буквально на коленке. Так что все ваши 100-летние станки грамотный маркетолог, наоборот, представил бы как преимущество, «олдскул», традиции. Но «традиции» не возникают просто так, они подразумевают создание чего-то, чем бы хотелось гордиться. Так что вопрос не в мощностях, а в том, кто из «мебельщиков» действительно хочет ставить свое клеймо на продукцию с ощущением качественно выполненной работы. Никакие «модернизации», которыми гремела мебельная отрасль десятилетие, этого дать не смогут.

Третья проблема — функциональность и эргономичность. Здесь на самом деле все просто. Чтобы руководители мебельных фабрик в полной мере прочувствовали «прелести» эксплуатации собственной продукции, берем и обставляем ею их квартиры и дома. Хотя бы на несколько месяцев. Думаю, что этого будет достаточно, чтобы на производстве произошли разительные перемены.

Вот лично я уверена, что в нашей стране достаточно льна и древесины для того, чтобы буквально под самую крышу завалить классной, экологичной мебелью все дома в Скандинавии, где с одной стороны  каждая палка на счету, а с другой — бутерброд стоит дороже нашей табуретки. Но не увидите вы там ни белорусских столов со стульями, ни спальных гарнитуров, ни одеял с покрывалами и шторами. Ладно, где-то что-то, может, и увидите, но это скорее будет исключение из правил. Нам не нужна валюта? У нас некачественное сырье? Наше оборудование не позволяет пилить доски ровно и сшивать два полотна ткани крепко? Отвечая на все эти вопросы, давайте честно скажем, что они не имеют к возникшей проблеме никакого отношения. Как мало на вопрос влияют и всякие таможенные препоны между странами — о каком импорте может идти речь, если «это» не покупает даже неизбалованный белорусский потребитель?

Переходя к заключительной части, традиционно отвечающей за вопрос «а делать-то что?», я вам отвечу: а ничего! Надо просто подождать немного, и те, кто не хочет понять, что самое главное во всем процессе изготовления — качественный дизайн, уйдут с рынка сами собой. Шкафы, напоминающие гробы, поставленные вертикально, кровати, схожие с могильными плитами, богато украшенными лепниной, не выдержат конкуренции никогда. Знаю, что дизайнеров до сих пор просто нет на некоторых фабриках. Созданием новых коллекций там занимаются люди, умеющие хорошо копировать чужие чертежи, имеющие достаточно специфическое представление о прекрасном. До руководителей таких фабрик хотелось бы донести, что дизайнер — это не человек, который просто делает «красиво». Основная функция дизайнера — создать актуальное, эргономичное, удобное и долговечное в эксплуатации изделие, которое при этом должно быть приятно для глаз. Можете прямо выписать это определение и приложить его к каждой единице, которую выпускаете с конвейера. Не подходит описание — списывайте свою мебель в утиль и создавайте новую.

Повторюсь еще раз о том, с чего начинала этот разговор: в большинстве случаев люди, занимающиеся ремонтом, не просто готовы, а искренне хотят купить именно белорусскую мебель. Это вам подтвердит любой дизайнер, продавец специализированного магазина. Уважаемые производители, вам не стыдно, что на таком патриотичном, готовом проглотить любую (конечно, если она не является халтурой) продукцию рынке вы говорите об упадке?

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by