17 сентября 2017 в 21:32
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

Найдите 10 отличий. Фоторепортаж с президентских «Дожинок» в Польше

Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

Адаму под 30, он живет в суровом польском городе Лодзь и недавно сгонял на выходные в Минск. Когда я спрашиваю у Адама, ну и как, он отвечает бестактно: «Беларусь сейчас — это что-то вроде Польши из моего детства». Можно спорить или соглашаться, но нам, кажется, удалось найти символичное для двух стран событие, существующее вне времени, стирающее контрасты. Воскресенье, 17 сентября, деревушка Спала — здесь льется пиво, дымится журек, скачут певицы и певцы, гудят главные польские «Дожинки». Интересно, отличаются ли они от наших? Фотоистория о празднике — в материале Onliner.by.

1. «Дожинки» — это вовсе не приватизированный Беларусью бренд. В конце августа — сентябре во многих польских деревнях и городах проходят локальные сельхозфестивали, а люди, работающие на земле, пьют и закусывают в честь закончившейся тяжкой битвы за урожай. Недалеко от Домачево видим в поле соломенную скульптуру. Мы точно переехали границу?

2. Польша, осень. Люди копают бульбу. Серьезные лица, много дел, нет желания говорить с незнакомцами. Ярко-желтые тыквенные пятна добавляют деревенским пейзажам колорита. Берем курс на Лодзь, неподалеку от которой и проходит главный сельхозпраздник страны.

3. Впервые «Дожинки» в Спале отгремели в 1927 году. Идея принадлежала президенту Игнацию Мосцицкому. В 1938-м праздник устраивать перестали, было не до него, а возобновили традицию в 2000-м. У мероприятия есть свой логотип и церемониал, не меняющийся из года в год.

4. Праздник стартовал в субботу, а главные мероприятия намечены на воскресенье. 9 утра, все въезды в Спалу перекрыты полицией. «Doźynki prezydenckie? Proszę», — пропускает нас в центр вежливый полисмен.

5. У нас бы такой населенный пункт назвали агрогородком класса люкс. В Спале все компактно — уютный центр, костел, огромная корчма, пяток баров и ресторанов, несколько элитных отелей. Есть дом престарелых и большой стадион. Много модных аккуратных коттеджей, блестящих от благополучия.

6. Недалеко от главного парка с фонтаном заброшенный ангар, в котором когда-то располагались магазины и рестораны. Фасад не покрашен, испачкан граффитистами. А ведь праздник здесь каждый год, могли бы и навести порядок, шепчет в нас внутренний белорус, привыкший к тому, что «Дожинки» — это тотальный ремонт и перекрас. Но в Польше это не так.

7. У праздника две основные площадки для гуляний. В 10 утра люди с зонтиками бредут к водоему, рядом с которым накануне монтировали аттракционы передвижного лунапарка. Заработал общепит, продавцы наливают пиво. На заправке боец местной пожарной службы в спецодежде берет 0,5 водки и три пластиковых стакана. Гулять так гулять!

8. На улице становится еще больше полиции — вот-вот приедет президент. Анджей Дуда прибывает с супругой в кортеже из BMW, и официальная часть праздника объявляется открытой.

9. Соревновательный момент польских «Дожинок» связан не с намолотами, а с венками. Гмины и повяты сражаются за почетное звание «венок фестиваля». Те, кто прошел в финальный этап, выстраиваются в линию — Анджей Дуда подходит к каждой делегации, вручает грамоты, фотографируется. Охранники плотно окружают первое лицо и не дают зевакам совсем уж наглеть.

10. Среди приглашенных на «Дожинки» есть белорусы. Приехали не с венком, но с караваем. «Отличный праздник, хорошо, что поляки его сохранили», —говорят нам земляки. Дуда пробует белорусский презент, одобрительно кивает. Обойдя всех участников, глава государства отправляется на службу.

11. В польских «Дожинках» религиозная составляющая имеет огромное значение. Но пока идет служба, совсем рядом звучит «Деспозито», а праздник наконец набирает обороты.

12. Поляки любят вкусно поесть. Гостям предлагают народный стрит-фуд на любой вкус — бутерброды с грибами и сыром, салом и солеными огурцами, жареные колбаски и капусту в ассортименте.

13. Цены польских «Дожинок». Пиво продают за 6 злотых ($1,7), Есть «президентская медовуха» по 5 злотых за рюмку.

14. В больших шатрах рядом со стадионом тем временем разливают бесплатный журек «от главы государства». Десятки людей с зонтами стоят в очереди за угощением.

15. В палатках продают всякую всячину — китайские фонарики, конструкторы «Лего», саженцы, часы, патефоны, деревянных котов и железных собак.

16. Фермерские хозяйства торгуют собственной продукцией — хлебом, сыром, мясом. Продукты разложены на столах, но польскую санстанцию это, видимо, не особо волнует.

17. В 13:00 служба закончена, и торжественная процессия из тружеников польского села, чиновников, силовиков выдвигается из центра Спалы к стадиону. Оркестр играет марш, зеваки стоят вдоль дороги и отчаянно фотографируют. Президент Дуда здесь же, в составе процессии.

18. Пока идем, спрашиваем у польских коллег, как в стране относятся к празднику. «Есть „Дожинки“ для народа, а эти для телевизора», — говорят нам. Если почитать польские СМИ, то там слово «показуха» тоже проскальзывает. «Лучше бы они придумали, как закрепить молодежь на селе!»— рассказывал нам молодой и серьезный поляк в Лодзи, у которого мы спросили, что он думает о массовых праздниках. Поговорив с обычными людьми в Спале, приходим к выводу, что белорусского, тотально уничтожающего любое событие негатива нет. Ключик в том, что у фестиваля есть корни, а традиции поляки любят.

19. 14:00, стадион Спалы. Тщательный досмотр на входе, сцена, выступают народные ансамбли, и мы окончательно понимаем, что Польша не заграница, а общего у нас очень много. Ведущая объявляет победителей в конкурсе венков, президент страны выходит на сцену, чтобы произнести пафосную речь.

20. Анджей Дуда благодарит крестьян за труд и заявляет, что сильная деревня — это основа для сильной Польши. Президент рассказывает о программе поддержки сельхозпроизводителей, которая будет продолжаться. Перечисляет проблемы — земельная спекуляция, сложность для частников отправить продукцию в торговые сети, гостиницы и рестораны, необходимость создания фонда, из которого организации могли бы получать поддержку в случае погодных и иных форс-мажоров. Дуда обещает развивать в деревнях инфраструктуру, провести повсеместно широкополосный интернет и прочие блага цивилизации. Министр сельского хозяйства, почему-то очень грустный, сообщает, что были вопросы с экспортом, но его диверсифицировали, вышли на рынки Индии и Казахстана и т. п.

21. Ключи от машин здесь не раздают. После речей начинается фольклорный концерт. Дождь барабанит по зонтикам. Очередь за супом все растет. В толпе встречаются и молодые лица. Многие приехали в Спалу с детьми.

22. Лица праздника:

23. И еще:

24. В 17:00 разогретый «Живецом» и «Варкой» фестиваль, освободившись от церемоний и официоза, выруливает на стандартный для таких мероприятий хмельной маршрут. Люди сидят в кафешках, на сцене кто-то пытается танчить, но без особого результата — зрителей совсем немного. Проклятый дождь все-таки испортил программу.

21. Но не настроение. Дальше будет еще пиво и еще концерт, а потом трудный похмельный понедельник. Приехавшие труженики польского села и просто зрители разъедутся по домам с ощущением того, что праздник удался. Через год они соберутся на этом же месте, можете не сомневаться.

Очки виртуальной реальности в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by