Журналист Onliner.by Никита Мелкозеров: эпохе «элитного» ширпотреба можно заказывать гроб с музыкой

35 767
18 августа 2017 в 8:00

Журналист Onliner.by Никита Мелкозеров: эпохе «элитного» ширпотреба можно заказывать гроб с музыкой

Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner
Никита Мелкозеров — человек из той шмоточной поры, когда много чего хотелось, но мало что было. Долгое время не мог успокоить свою хотелку, а после осознал, что 60% его гардероба простаивает. Искренне рад появлению в столице магазинов больших масс-маркет-брендов и искренне не понимает эйфории по этому поводу.
Все! Эпохе можно заказывать гроб с музыкой. Работает Zara, Bershka, Pull&Bear. Играет реквием по нашим дефицитным на бренды отрочеству, юности и старту молодости. А было весело…

Белые мокасины Zara по тогдашним ощущениям стоили как подержанная малолитражка. В них я свидетельствовал первый международный успех борисовского БАТЭ. Сыграли вничью с болгарским «Левски», вышли в группу Лиги чемпионов.

Я был неопытным, взволнованным юношей, потому на эмоциях вернулся домой только через три дня. Помню, пытался забраться в БГУшную общагу в Роще, падал и, словно «Аполлон-11» на Луну, несколько раз приземлялся на человека, с которым мы сейчас работаем в одном отделе.

Обувь тогда не выдержала наплыва чувств и начала болеть подошвой. Те мокасины я еще долго не выкидывал из уважения к их исторической значимости.

Еще ездили в Варшаву на концерт Gogol Bordello. Солист пел, пил и размахивал бутылкой вина — под сценой пахло уксусом. До того, естественно, шопились. Долго, терпеливо и угрюмо. Из Польши ехать порожняком — это как вообще?

Правда, в H&M жаба задушила платить 35 евро за летний костюм с принтами «Звездных войн». Однако он настиг меня через месяц в Лиссабоне.

На площади Россиу местные барыги с душевной теплотой тетушек с «Комаровки» предлагали гашиш и кокаин. Но мы по ЗОЖу и по шмоткам. Тем более жаба, увидев выгодный ценник в 17 евро, ослабила хватку.

Как-то вез кроссовки Nike Huarache небесного цвета из Польши. Прямо мечтал, как буду гонять по городу-герою в них, когда светил паспорт на границе девочке в будке.

Конечно, нацепил в первый же день после приезда. Правда, приход шопоголика блокировал память. Забыл, что надо было делать репортаж про смену железнодорожного полотна. А это пыль, щебень и вообще не операционная. Стоило одеваться попрактичнее. Родная БЖД была немилосердна к неродным «найкам». Пришлось стирать. Цвет с небесного переквалифицировался в неопределенный разводной категории «жертва химикатов». Больше я те кроссовки почти не носил.

Честно, могу до следующей деноминации рассказывать легенды своего шкафа. Да много кто из нас может это делать. Из-за отсутствия брендовых вещей они рождались очень легко и липли к любой новой шмотке из Литвы или Польши.

Но эпоха кроссовок, в которых мы прятали кабаносы, и маек, в которые укутывали бутылки с алкоголем, абы только таможенники ничего не сказали, закончилась.

И знаете что? И ничего. Эпоха идет лесом. По ней совершенно точно не стоит страдать. Да, у нашей одежды были легенды. И это делало ее более любимой. Но, кажется, это не очень нормально. Это вообще странно.

Если зайти к рассказу с другого бока и применить другие формулировки, мы просто гоняли к соседям за трусами и носками. А те по чуть-чуть смеялись над нами и не по чуть-чуть зарабатывали на нас.

Да, выхода не было. Но это немножко стыдно.

Тем более речь идет не о гонке за чем-то редким или эксклюзивным. Речь идет о масс-маркете.

В Zara, Bershka, Pull&Bear нет абсолютно ничего плохого. Сплошь плюсы. Это хорошая одежда. Но какие бы легенды ни добавлялись к этим шмоткам, это просто шмотки. И смысл вообще не в них, а в умении чувствовать себя в них отлично и гармонично совмещать.

Когда ты идешь по улице и видишь человека в такой же вещи, что у тебя, вариантов реакции, по сути, только два. Либо ты его ненавидишь, либо считаешь своим человеком, обозначая принадлежность к узкому кругу людей. Правда, масс-маркет формировать узкие круги не может по определению.

Оттого мне хочется верить, что в ближайшие три месяца случится брендовый передоз. Весь город будет ходить в примерно одинаковых вещах с примерно одинаковыми принтами и тихо один одного ненавидеть примерно одинаковой ненавистью. А потом в головы придет довольно адекватная мысль: «Гордиться тем, что ты носишь масс-маркет, — вообще не вариант».

В принципе, она могла вежливо постучаться в черепную коробку массового покупателя после мартовского открытия Reserved и очередей длиной в четверть Минской кольцевой автодороги.

Это естественный процесс преодоления каких-то заблуждений и роста. Возможно, после обозначенных трех месяцев у нас как-то переменится сознание, появится вкус, желание выглядеть чуть-чуть необычнее и интерес к дизайнерским или местным вещам. Тем более в последнее время появляется много молодых ребят, которые делают действительно хорошие вещи.

У меня есть зиппер с воротами Минска, которую я свозил в семь стран и которой очень доволен со всех сторон. И такую же я редко вижу еще на ком-то. В общем, отечественному легпрому не стоит бояться.

Zara и прочее не несет ему никакой смерти. Надеюсь, она несет смерть нашему нынешнему потребительскому порядку. Ведь в сознании белоруса место дизайнерских вещей занимают масс-маркетовские.

Еще раз: хорошо, что большие магазины приехали в РБ. Не только в плане нашего ощущения причастности к Европе и так далее. Этот комплекс мы скоро поборем. И быстрее бы уже к нам H&M и Starbucks. Есть подозрение, что наличие на стакане зеленого лейбла и придуманного имени типа «Радамель» не делают кофе лучше. Просто это наши вынужденные ритуалы. Чем быстрее Starbucks появится в РБ, тем быстрее всех отпустит.

В общем, одежду нужно носить, а не присовокуплять к ней легенды, басни и анекдоты. Эпоха, рождавшая весь этот эпос, еще не ушла полностью, но скоро почиет. И жалеть ее совершенно точно не нужно. Появились Zara, Bershka, Pull&Bear, появятся и остальные марки. Вместе с этим возникнет разборчивость потребителей и мотивация белорусских производителей.

Но не в шмотье счастье. Так что не надо закрывать визы. Заграница создана, чтобы периодически бывать там, набираться новых впечатлений и отдыхать от любимой родины. И вовсе не обязательно везти оттуда кабаносы в кроссовках.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by