Молодая мама Екатерина Лазицкая: мы снова возвращаемся к человеческим зоопаркам

31 130
17 августа 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Молодая мама Екатерина Лазицкая: мы снова возвращаемся к человеческим зоопаркам

Автор: Дмитрий Корсак
Екатерина Лазицкая — живет с любимым мужчиной, мама 3-летнего сына. Работает. Окончила факультет международных отношений БГУ. По образованию экономист. С Onliner.by — 7 лет.
Со времен Колумба в мире существовало такое отвратительное явление, как человеческие зоопарки. Они процветали долгое время. Например, в XIX — начале XX века были весьма распространены в странах Европы, «выставлялись» в них представители коренных народов Азии и Африки. Последние упоминания о подобной дикости датируются серединой прошлого века. Казалось бы, наконец мы его пережили. Но нет — все вернулось на круги своя с появлением YouTube, причем в еще более извращенной форме.

Только представьте себе: еще совсем недавно, какие-то 100 лет назад, миллионы цивилизованных европейцев в выходной день развлекались тем, что прогуливались вдоль клеток и кормили с руки чернокожую девушку или тыкали пальцем в аборигена-лапландца. В то время с турагентствами было туго, а потому целые поселения туземцев перевозили в Германию, Францию, Англию, Италию, Польшу и выставляли напоказ с аутентичными декорациями. Аттракционы порой собирали миллионы посетителей за сезон... Хотя кого сегодня этим удивишь? Это далеко не предел. Современный ютубер, сделав «звездой» своего ребенка, вполне может получить десятки миллионов просмотров.

И вот здесь хочется остановиться и прояснить ситуацию. Одно дело — видеоблогер вроде нашумевшего недавно Влада Бумаги. Такие зарабатывают на своей креативности, молодости и шиле в одном месте. Суммы их гонораров вполне приличные, и это, наверное, оправданно. Требуется приложить немало усилий, чтобы создать контент, интересный зрителю. И совсем другая ситуация вырисовывается, когда в индустрию приходят люди без каких-то особых навыков и талантов, решившие подзаработать на своих детях. К несчастью, идея с детским зоопарком оказалась предсказуемо успешной.

Почему популярны на YouTube именно дети? Здесь все просто: они не притворяются, максимально естественны и потрясающе няшные, умело зомбируют публику, как, простите, котики, еноты или щеночки. Именно детский образ чаще всего эксплуатируют еще со времен возникновения телевидения, особенно в рекламе. И вот когда голубой экран становится ближе, собственный канал можно завести в два клика, люди начинают сходить с ума в погоне за просмотрами. Еще вчера твой милый малыш был достоянием семейного видеоархива, а сегодня его уже смотрят миллионы, как тут удержаться?

Поначалу, допускаю, это не более чем гипертрофированное желание похвастаться ребенком перед большой аудиторией. Но в случае успеха к нему очень скоро присоединяется веский стимул в виде материальной выгоды, который вполне может стереть человеческие грани разумного и превратить родителей в эксплуататоров.

Домашние «фабрики» по производству детского видеоконтента я сравниваю с человеческими зоопарками именно потому, что там и там актеры действия обесчеловечиваются и превращаются в безликий товар, который нагло эксплуатируется.

Судите сами. Поначалу гипотетический Ванечка с подачи папы и мамы проводит себе в удовольствие «анбоксинг» десяти шоколадных яиц с сюрпризом. Но сладостей становится все больше, после этого появляются конструкторы, машинки, солдатики… Ванечка уже не рад очередным игрушкам, удовольствие превратилось в рутину, но эта рутина приносит родителям иногда больше денег, чем они могут заработать самостоятельно. Речь идет о действительно приличных суммах, которые позволяют переехать из Урюпинска в европейскую страну без особого напряга. Прецеденты есть!

Тем временем требовательный зритель хочет больше зрелищ, и родители, сойдя с ума окончательно, решаются уж на вовсе экстравагантные постановки. Не нужно тыкать пальцем, чтобы вы самостоятельно нашли подобный контент: на YouTube тьма-тьмущая «блогеров», которые откровенно измываются над своими детьми или позволяют им вести себя совершенно без тормозов, а после устраивают «справедливое возмездие».

Представьте картину, мать поддается всяческим избиениям на камеру своими детьми, а в конце видео заявляет: «Дорогие подписчики, вы видели, что они со мной делали? Напишите в комментариях, как мне им отомстить»... Миллионы просмотров! Или такие же уникумы заставляют своих детей есть субстанцию, отдаленно похожую на еду, с мерзкими вкусами, снимая их страдания на камеру. Перечислять можно до бесконечности, так многогранна фантазия и подача в новых человеческих зоопарках.

Видео на таких каналах выходят с пугающей частотой, начинаешь поневоле сомневаться, что у маленьких актеров хватает времени на нормальное детство, доступное большинству их сверстников. Вместо этого приходится день за днем разыгрывать на камеру спектакли, срежиссированные бесталанными родителями. Сложно представить, с каким набором навыков выйдет в жизнь такой ребенок, для которого все детство состояло в игре на публику, ведь он, по сути, привык быть «обезьянкой в зоопарке».

Два слова об обратной стороне процесса. Мне кажется, что феномен успеха подобных видеоблогов до конца еще не изучен. Но любая прогрессивная мама подтвердит вам, что они оказывают на маленьких зрителей поистине зомбирующий эффект. Достаточно подсунуть 5-летнему ребенку такое видео, и его буквально «выключает», причем транс может длиться часами. Очень удобно для другой категории горе-родителей, которые не мечтают заработать на своих детях, а ищут способ избавиться от их «навязчивого» внимания на продолжительное время.

Где-то в этом моменте колонки хочется гневно воскликнуть: куда смотрят соцслужбы и почему вообще такой контент существует?

Все просто. Сотрудникам социальных служб очень сложно классифицировать эксплуатацию детей родителями-блогерами как насилие. Ведь в большинстве случаев мы видим в роликах просто идеальную картинку: ухоженные и опрятные ребята, милые голливудские улыбки, кажется, что еще немного — и из экрана начнут выпрыгивать пони и выпархивать феи… Держатели современных человеческих зоопарков с виду очень благополучные родители. Они любят своих детей... И деньги. Причем деньги настолько, что некоторые дети еще не успели родиться, а у них уже есть аккаунт в Instagram, несколько тысяч подписчиков и проплаченная реклама. И четкие перспективы стать популярными блогерами. А кто их будет спрашивать?

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by