Все это, конечно, ерунда, но почему эти убеждения так крепко утвердились в обществе? Потому, что далеко не все готовы взрослеть. «Выйти замуж за деньги» — стереотипное выражение, которое можно рассмотреть символически. Для женщин, не готовых отвечать за свои поступки, чего-то добиваться, финансовое благополучие мужа является гарантом того, что о них всегда будут заботиться.
Возникает интересная штука: в нашей жизни всегда присутствует конфликт между двумя полюсами — развитием-взрослением, предполагающим немалые усилия, и желанием остаться в комфортном состоянии, когда твои потребности удовлетворяет кто-то другой. Пассивная позиция, подразумевающая использование внешних ресурсов, в первую очередь свойственна всем маленьким детям, которые ощущают собственную беспомощность, и это естественно. Но часть детишек вырастают и становятся взрослыми, а некоторые неосознанно остаются детьми и продолжают пользоваться родными до бесконечности, не развиваясь и не прогрессируя. В итоге понятие «выйти замуж за деньги» означает, простите, «выйти замуж за маму». Мужчина для женщины, захотевшей красивой жизни без усилий, становится матерью, которая обеспечивает среду, комфорт, безопасность, дарит простые удовольствия потребления.
И все в этом сценарии для потребителей было бы хорошо, но неумолимо запускается и обратный процесс…
Притяжение между мужчиной и женщиной опирается не только на разницу в первичных и вторичных половых признаках, но и на бесконечный процесс исследования себе равного, когда один человек дополняет другого, стремится понять, сопереживать. Детско-родительские же отношения, возникающие между взрослыми людьми, скорее построены на том, что «ребенок» создает все вокруг исходя лишь из своих интересов.
Рано или поздно «взрослый», у которого жена отыгрывает роль дочки, начинает чувствовать, что происходит неладное, и у него подсознательно возникает «инцестуальный запрет» — отторжение, заложенное на уровне биологии. То есть возникает сбой: он может испытывать половое влечение к женщине, но не к дочери, а жена, в свою очередь, может желать мужчину, но не отца и не мать. Неминуемо появляются проблемы в сексуальной жизни, которая, по сути, является основой отношений, цементом близости.
Тут важно отметить, что деньги как фетиш мы взяли всего лишь в качестве яркого примера. Речь здесь о незавидной доле тех женщин, которые до сих пор считают, что пассивная роль свойственна и нормальна для всей половины человечества, имеющей в своих генах две X-хромосомы. В обществе совершенно разное отношение к неработающим мужчине и женщине. Если женщина не развивается, это за семейным бытом даже как-то незаметно и вполне созвучно со стереотипным представлением о ее отдельной, особой функции «хранительницы очага», которая, как кажется, не оставляет выбора.
На самом деле оставляет. Вопрос здесь совершенно не в наличии или отсутствии работы. Я знаю множество примеров, когда женщины не просто функционально выполняли рутинную работу по дому, но и развивались в ней. Одна, родив ребенка и проведя с ним время в декрете, создала тематический портал, вторая открыла линию детской одежды, третья стала консультантом для молодых матерей. Домохозяйки, изучившие тонкости ремонта, дорастают до успешных дизайнеров, любительницы выготавливать становятся отличными кулинарами.
Те, кого волнуют лишь деньги мужа, стабильность самообеспечения, неизменно остаются в состоянии «никто» и «яжемать», требуют роскоши, внимания, заботы и все больше чувствуют себя беспомощными и покинутыми. Капризные маленькие принцессы…
Французская психоаналитик Франсуаза Дольто родилась в очень состоятельной семье. После Первой мировой войны она на многочисленных примерах увидела, что в тяжелые времена выживали и быстрее приспосабливались к изменившимся реалиям работящие женщины — нянечки, прачки, портнихи… У женщин, про которых можно было сказать только, что «она замужем за богатым мужчиной», с выживаемостью и приспосабливаемостью все было как-то не очень. Между тем война вносила коррективы в их жизнь очень быстро: мужей убивали на фронте, имущество горело во время бомбежки — и вчерашние буржуа оказывались ни с чем…
Франсуаза, увидев катастрофу, которую пережило человечество, заявила матери, что хочет иметь профессию, которая будет кормить ее и ее детей. В итоге она стала педиатром, а после — одной из ключевых фигур французского психоанализа.
Сегодня, к счастью, на войну оглядываться нет нужды, но вопрос по-прежнему актуален. Предприятия разоряются, болезни и несчастные случаи забирают мужчин в молодом возрасте. При этом нередки ситуации, когда женщина обижается на мужа за то, что он умер и бросил ее на произвол судьбы. Она чувствует себя обманутой в своих ожиданиях. Беспомощные дамы горюют не по мужу, а по утраченному обеспечению, и длится это годами.
Выходя замуж за «деньги», а по большому счету за беззаботную жизнь и отсутствие ответственности, многие женщины в итоге очень жалеют о произошедшем. Через определенное время они натыкаются на пустоту внутри себя, понимают, что прозябают. Возможно, менее чуткие не улавливают даже этого, зато окружающие наверняка отмечают, что они стали стервозными, вечно недовольными, необоснованно требовательными. Все потому, что человеку, который не развивается изнутри, постоянно требуются внешние ресурсы. Этими ресурсами становится внимание близких, иллюзия занятости, маниакальная поглощенность каким-то незначительным процессом.
Как только поток внешних ресурсов начинает мельчать, сразу становится видна внутренняя пустота, незрелость, бесплодность, и женщина в ужасе начинает искать возможность поднять уровень эмоционального шума, баламутя все вокруг… Конечно, помимо этого, она жалеет, что не смогла построить полноценные отношения, не реализовала себя как женщина. Жить с мужчиной и жить с человеком, который является «мамой» или «папой», — это совершенно разные состояния.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by