Уже в будущем году закон может вступить в силу. Пока ясно, что в нем чиновники собираются уточнить понятие «доминирование на рынке», перейти от жесткого регулирования цен к другим методам. Кроме этого, полномочия министерства расширят. Мы собрали самое важное, о чем на онлайн-конференции БЕЛТА говорил заместитель министра Иван Вежновец.
— Совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов (групп лиц) должна превышать 50%, совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов (групп лиц) должна превышать 75%. Данное нововведение соответствует положениям методики оценки состояния конкуренции, разработанной на уровне ЕЭК, практике России и Казахстана, — отметил Вежновец.
— Сейчас есть позиции, по которым проводить ценовое регулирование нецелесообразно. Мы проанализировали реестр субъектов, занимающих доминирующее положение: по товарным позициям, по которым мы регулируем цены, включены, например, тракторы, самосвалы, металлопродукция, станки и т. д., то есть те позиции, которые не являются основными на потребительском рынке, которые не беспокоят население. Цены на эти товары регулирует даже не белорусский рынок, а международный, ведь экономика у нас экспортно ориентированная. Поэтому от ценового регулирования можно переходить к другим методам.
— Нужно понимать, что ценовое регулирование никуда не уйдет, — отметил Вежновец и добавил, что от этой меры полностью отказываться не будут.
Министерство получит возможность выносить предупреждения и предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.
— При проведении закупок ограничение конкуренции будет оцениваться в случаях осуществления конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) товара, включая биржевые торги, подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве), переговоры, — отметил Вежновец. — МАРТ получит право направления предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений антимонопольных требований к закупкам.
— Также антимонопольный орган будет вправе выдать предписание об определении правил торговой практики, направленных на обеспечение недискриминационного доступа к товару. А также об обеспечении доступа к такой информации контрагентов. Предполагается, что такие правила будут содержать сведения о способах определения цены товара, существенные условия договоров и основания для отказа в заключении договоров на поставку товара. Это позволит устранить ситуацию, когда предприятия, обладающие значительной рыночной силой, диктуют невыгодные условия контрагентам, необоснованно отказывают от заключения договоров либо вовсе игнорируют их оферты.
Ежегодно МАРТ будет готовить и представлять в правительство доклад о состоянии конкуренции в Беларуси и мерах, принимаемых по ограничению монополистической деятельности.
— Антимонопольные расследования сродни расследованию экономических преступлений. Процедуры по рассмотрению таких дел схожи как минимум по объему материалов и срокам, — отметил Вежновец. — Сейчас мы руководствуемся законом об обращении граждан и юридических лиц, где сроки рассмотрения заявлений сжаты. Мы предлагаем установить трехмесячный срок рассмотрения обращения с возможным продлением.
— В настоящее время проект антимонопольного закона доработан после первого чтения и направлен Палатой представителей Национального собрания на согласование с заинтересованными, — отмечает замминистра. — Планируется рассмотрение законопроекта во втором чтении на осенней сессии. Принятие проекта может состояться в конце текущего — начале будущего года. Плюс предусмотрен шестимесячный период вступления в силу. Поэтому реально можно говорить, что заработает он в середине следующего года.