В прошлом году как раз в этот день мы с волнением ждали появления в стране новых денег. 1 июля ни свет ни заря бежали в обменники и банкоматы, путались с нулями и грустили по миллионам. Потом возмущались новыми монетками с темными пятнами, потекшими купюрами и пытались продать их на аукционах. 365 дней пролетели незаметно. Нацбанк подвел итоги этого года, ответив на вопросы Onliner.by.
На руках у белорусов 114 млн банкнот и 335 млн монет.
Самые популярные банкноты — это 10 и 20 рублей (62% в общем объеме), за ними следуют 5 и 50 рублей (37% банкнот). Среди монет на первом месте номиналы в 1, 2 и 5 копеек (почти 63% в общем объеме).
— Общеизвестно, что банкноты и монеты подвержены естественному износу и условия их обращения не всегда благоприятны: воздействие влаги, агрессивной среды, температурные перепады, — говорит регулятор. — Таким образом, банкноты и монеты в процессе обращения (а в некоторых случаях — и небрежного отношения к ним) приобретают повреждения и не могут быть использованы по их функциональному назначению. По мере поступления в банки такие банкноты и монеты отсортировываются, направляются в Национальный банк и в дальнейшее обращение не выпускаются.
Монеты нового номинального ряда были изготовлены в 2008 году и подверглись естественному окислению и потемнению. При последующих заказах на изготовление монет Национальным банком совместно с монетным двором будет рассмотрена возможность чеканки монет с увеличенным рельефным изображением.
Поврежденных монет выявлено крайне незначительное количество, и статистики по ним Национальным банком не ведется.
Нет. По мнению Нацбанка, монеты мелких номиналов в 1, 2 и 5 копеек «в настоящее время являются востребованными экономикой».
— Срок их службы значительно более продолжительный по сравнению с бумажными банкнотами мелких номиналов старого образца (100, 500 и 1000 рублей), — отмечает регулятор. — В дальнейшем это позволит сэкономить государственные денежные средства, сократить расходы Национального банка на поддержание наличного денежного обращения.
Поскольку стоимость изготовления одной монеты сопоставима со стоимостью изготовления банкноты мелкого номинала, отказ от выпуска в обращение монет мелких номиналов не рассматривается в принципе.
Да, всего у белорусов на руках 13 тыс. таких купюр (и еще 60 тыс. двухсотрублевок). Нацбанк говорит, что банкам такие крупные банкноты практически не нужны.
— Необходимо отметить, что в соответствии с международной практикой и методикой подсчета, используемой в Национальном банке, сегодняшним потребностям экономики соответствует банкнотный ряд, в котором самой крупной по номиналу является банкнота в 100 рублей (на 20 июня ее номинал в эквиваленте составил $53), — говорит регулятор. — Соответственно, в настоящее время потребность в банкнотах образца 2009 года номиналом в 200 и 500 рублей со стороны банков практически отсутствует. Банкноты таких номиналов являются средством накопления.
А вот сторублевок больше: в стране вращается около миллиона таких купюр.
Нацбанк говорит, что ничего не допечатывали. Мол, нынешних купюр и монет хватит на несколько лет.
— Это объясняется тем, что имеющиеся банкноты и монеты нового номинального ряда (образца 2009 года) планировалось выпустить в обращение с 1 января 2009 года в соотношении 1:1000, а фактическая деноминация проведена в соотношении 1:10 000, — отмечает регулятор.
За год Нацбанк выявил 24 подделки. Это 10 двадцаток, 8 десяток, 4 пятерки и 2 пятидесятирублевые купюры.
— Наметился рост количества выявленных подделок, но по отношению к подлинным банкнотам, находящимся в обращении, их количество ничтожно мало, — говорит регулятор.
Одна поддельная банкнота встречается на 8 млн подлинных, находящихся в обращении. В международной практике критичным считается показатель более чем в 300 поддельных банкнот на миллион подлинных.
214 млн экземпляров, из которых 90% (194 млн экземпляров) приходится на банкноты номиналом в 100, 500 и 1000 рублей.
— Как показывает мировой опыт, в кассы центральных (национальных) банков возвращается не более 50% банкнот мелкого номинала, — говорит регулятор. — Таким образом, значительное их количество просто не вернется в Национальный банк.
По данным на 1 июня, из обращения изъято 97% от суммы и около 60% от количества банкнот, которые были вне касс Нацбанка. Напомним, до 1 января 2020 года старые деньги можно будет обменять во всех банках, а уже после этого обменивать их будут только в кассах Нацбанка.
Сдают. Каждый день с марта нынешнего года в Нацбанк приходят от 2 до 10 минчан со старыми деньгами. Средняя сумма обмена — от 15 до 100 деноминированных рублей (в Минске — до 30 рублей, в областях — от 15 до 100 рублей).
— С марта нынешнего года ежемесячные объемы поступлений денежной наличности не превышают 1% в общем объеме от уже поступившей в Национальный банк денежной наличности старого образца, — отмечает регулятор.
Около 400 тонн старых банкнот (почти вся наличка образца 2000 года, которая поступила в Нацбанк) размельчили и утилизировали. Как именно, регулятор не говорит: гостайна.
Нацбанк говорит, что изучал такой вопрос. Это невыгодно и очень затратно.
— В настоящее время в мире насчитывается около 200 стран, а банкноты и монеты для них изготавливаются примерно на 50 печатных фабриках и 40 монетных дворах, — добавляет регулятор. — При создании такого производства необходимо учитывать, что оно высокотехнологичное, энергоемкое и водозатратное. Ежегодную потребность экономики страны в наличных деньгах банкнотно-монетное предприятие покроет в течение пяти месяцев, оставшееся время оно будет не загружено. Выход на международный рынок видится очень проблематичным, завоевать позиции на нем будет очень трудно.
Учитывая мировую практику, вопрос о создании собственного банкнотного и монетного производства целесообразно рассматривать только при численности населения не менее 20 млн человек (как известно, сейчас в Беларуси проживает около 9,5 млн человек).
Нацбанк говорит, что новые деньги снизили девальвационные и инфляционные ожидания и психологически усилили тенденцию стабилизации обменного курса национальной валюты.
— В сочетании с проводимой политикой, направленной на макроэкономическую стабильность, это способствовало снижению спроса населения на иностранную валюту. Так, за 2016 год населением на чистой основе продано $1,89 млрд, за пять месяцев 2017 года — $0,95 млрд, — добавляет регулятор. — Кроме того, на макроуровне деноминация стала возможной в силу антиинфляционной монетарной политики, одновременно усилив ее эффекты. В годовом исчислении наблюдается четко выраженный тренд на замедление индекса потребительских цен — с 112,2% в июле 2016 года до 106,1% в мае 2017 года.
— Непосредственные участники денежных отношений также выиграли от проведения деноминации, — считает регулятор. — Так, деноминация позволила оздоровить структуру наличной денежной массы, а общее количество банкнот в обращении сократилось примерно в 5 раз. Это пропорционально снизило издержки банков и иных субъектов хозяйствования на операции по обслуживанию наличности (инкассация, перевозка, сокращение загрузки банкоматов и так далее). Значительно сократились и государственные расходы на обслуживание наличного денежного обращения — это и являлось одной из основных целей деноминации.
В целом положительный экономический эффект от деноминации имеет пролонгированный характер, который следует рассматривать комплексно в рамках реализуемой экономической политики. Складывающаяся макроэкономическая ситуация указывает на отсутствие предпосылок для повышения интенсивности инфляционных процессов, а сохранение фундаментальных подходов к экономической политике позволит снизить уровень инфляции в 2017 году до 8% с последующим его замедлением к 2020 году до 5% и закрепит положительный эффект от проведения деноминации.
Больше материалов по теме «Деноминация» читайте по ссылке.
Копилки на «Барахолке» Onliner.by
Читайте также: