Водители пригородных автобусов: «Мы контролеры или водители? Почему нас штрафуют и депремируют за безбилетников!» Ответ «Минсктранса»

 
26 июня 2017 в 11:12
Автор: Никита Мелкозеров
Автор: Никита Мелкозеров

Суть ситуации следующая. Автобус пригородного маршрута. На начальной станции водитель проверяет наличие проездных документов у всех пассажиров. По пути следования обилечивает новых. Это входит в его должностные обязанности. Однако многие пассажиры хитрят и приобретают билет до ближайшей остановки, а после не выходят на ней. Либо из-за аншлага в салоне не приобретают билет вообще. Потом появляются контролеры и штрафуют не только зайцев, но и водителей, которые этим сильно недовольны. Мол, физической возможности за всем следить просто нет. В итоге получается конфликт с нанимателем.

Водители отмечают, что кондуктор в салоне работает не всегда, а при таких обстоятельствах они не имеют объективной возможности отслеживать каждого пассажира.

— Общее количество мест (со стоячими) в автобусе 98. Мы не можем контролировать каждого, что делает невыполнимым соответствующий пункт рабочей инструкции.

Ситуация развивается следующим образом. В салоне появляются контролеры, которые выявляют безбилетников.

— Затем составляется протокол. В том числе и в отношении водителя, который не проверил оплату. Этот протокол отправляется директору филиала, в котором ты работаешь. Водителя привлекают к административной ответственности с применением административного взыскания в виде штрафа (минимальный размер — 4 базовые). Но при этом наниматель считает, что водитель наказан недостаточно, и на основании постановления об административном правонарушении применяет в отношении него дисциплинарное взыскание в виде лишения премии в размере 100%. То есть работник за одно и то же действие два раза наказан.

Водители считают пункт 7.22.13 своей рабочей инструкции некорректным.

— Да и невыполнимым, ввиду того что мы не имеем реальной возможности для его выполнения. Водитель — прежде всего водитель, а не кондуктор-контролер. Наниматель же решил, что, вменив водителю более 60 пунктов обязанностей, «обеспечит безопасность всех участников дорожного движения», а депремировав в случае их неисполнения — «надлежащий уровень заработной платы и желание трудиться еще лучше как можно больше».

Работники отмечают, что самостоятельные обращения по поводу создавшейся ситуации к результату не приводят. Потому было принято решение составить коллективное. В тексте обращения в Администрацию президента (и копиях, отправленных в Департамент охраны труда и Федерацию профсоюзов) указывается: «На предприятии сложилась порочная практика привлечения водителей к административной ответственности по ст. 18.32 КоАП РБ (провоз пассажира без билета или багажа без квитанции)».

Водители хотят, чтобы административной практике по ст. 18.32 КоаП в отношении них была дана оценка, состоялась общая встреча всех водителей и руководства, а также просят о проведении нескольких проверок:

  • законности дисциплинарной практики в отношении них;
  • правильности и законности начисления и выплаты зарплаты;
  • правильности и законности формирования плана по сдаче выручки от продажи проездных билетов гражданам, пользующимся пригородными маршрутами.

С просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию мы обратились в «Минсктранс». Официальный ответ оказался следующим.

— При работе на линии водители пригородных маршрутов руководствуются Рабочей инструкцией водителя автомобиля, утвержденной генеральным директором государственного предприятия «Минсктранс» (далее — Инструкция), от 10.03.2017 №3 и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета министров Республики Беларусь от 30.06.2008 №972 (далее — Правила).

Согласно пункту 7.22.13 Инструкции в профессиональные обязанности водителя автомобиля во время работы на линии при работе на пригородных маршрутах входит проверка у пассажиров наличия и соответствия билетов и (или) документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте, оплату в установленных случаях провоза багажа, ручной клади, принимать меры по обеспечению полноты оплаты проезда пассажирами, в том числе с помощью системы ОСОКП. Пунктом 9.8 водителю, при работе на пригородных маршрутах, запрещается начинать движение от остановочного пункта при наличии в салоне пассажиров без проездных документов и (или) документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда, неоформленной билетно-учетной документацией. В соответствии с п. 221 Правил член экипажа транспортного средства (водитель, кондуктор) в соответствии со своими полномочиями имеет право контролировать оплату проезда.

Статьей 18.32 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин за провоз пассажира без билета или багажа без квитанции на железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном и иных видах транспорта проводником или иным лицом, ответственным за соблюдение правил перевозки на транспортном средстве пассажиров и багажа.

Порядок обжалования действий и решений должностного лица, органа, ведущего административный процесс, установлен главой 7 ПИКоАП Республики Беларусь, а постановлений о наложении административных взысканий — главой 12 ПИКоАП.

Финансовое положение государственного предприятия «Минсктранс» в большой степени зависит от полноты сбора выручки за оказанные пассажирам транспортные услуги. Заработная плата работникам начисляется и выплачивается в соответствии с действующим законодательством и утвержденными локальными нормативными актами. Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

Должностные лица администрации предприятия постоянно участвуют во встречах с работниками филиалов при проведении общих собраний коллективов, бригадиров.


Развитие ситуации пока не особо радует водителей. Сегодня и завтра состоятся их встречи с генеральным директором предприятия «Минсктранс», после которых, возможно, появятся новые сведения.