Психотерапевт Елена Карачун: «ВОЗ объявила „эпидемию“ депрессий. И я сравнила бы ее с эпидемией чумы»

31 093
25 мая 2017 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Психотерапевт Елена Карачун: «ВОЗ объявила „эпидемию“ депрессий. И я сравнила бы ее с эпидемией чумы»

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Елена Карачун — врач-психотерапевт медицинского центра «Парацельс», кандидат Европейской федерации психоаналитической психотерапии, кандидат Международной психоаналитической ассоциации.
Всемирная организация здравоохранения объявила, что в мире бушует «эпидемия» депрессий. Количество людей, которые страдают от этого недуга, растет пугающими темпами. Такая проблема может впечатлить жителей Германии, Франции, Финляндии, Японии, Америки и многих других стран, но никак не нас — выходцев из постсоветского пространства. Что такое депрессия в нашем понимании? Не более чем отсутствие настроения, недовольство жизнью, апатия. Казалось бы, совершенно рядовые вещи, которые и внимания-то особого не заслуживают. 

На самом деле все далеко не так просто. Вот вам целые пласты сфер нашей жизни, в которых мы не замечаем депрессии.

Первый. В Швеции работает целая система, позволяющая выявлять мужчин с депрессией. Примечательно, что основную роль в этом процессе играет не система здравоохранения, а налоговые органы и полиция. Ведь, по сути, все понятно: мужчина в депрессии больше пьет, чаще попадает в ДТП и проявляет асоциальное поведение. Помимо этого, лакмусовой бумажкой возможного присутствия болезни служат резкие и необоснованные перемены к худшему в бизнесе. Таким образом, в Швеции налоговый инспектор, заметив, что предприниматель сдает позиции на пустом месте, предлагает ему обратиться к врачу. Думаю, что если в нашей стране человек с финансовыми проблемами придет в налоговую, то инспектор вряд ли обратит внимание на его эмоциональное состояние.

Второй. К психиатру вряд ли обратится человек, страдающий головными болями, гормональными нарушениями, излишним весом, хронической усталостью, болями в спине, скачками давления и т. д. В большинстве случаев больной уверен, что просто переутомился и ждет отпуска. Отпуск проходит, человеку чуть лучше, но очень недолго, скоро все возвращается на круги своя. К этой же категории можно причислить часто болеющих людей, у которых простуда сменяется гриппом, а после еще одной простудой — и так раз за разом… Очевидно, что, переболев единожды и получив иммунитет, человек должен противостоять болезням, но этого не происходит. На самом деле очень часто описанные выше случаи — это соматизированные депрессии, которые выявляются только тогда, когда профильный специалист, намаявшись с симптомами годами и не вылечив их, все-таки решает, что, возможно, это психосоматика, и направляет болеющего к психотерапевту.

Третий. Люди, перманентно недовольные своей жизнью, неспособные нормально выстроить отношения в браке, регулярно посещающие психологов, тренеров по личностному росту и различных консультантов по «правильной жизни». О популярной психологии и ее эффекте, к слову, мы уже говорили.

А теперь представьте себе глобальность проблемы: весь этот огромный поток людей с правонарушениями, алкоголизацией, бессонницами, кожными, сердечными, гастроэнтерологическими проблемами, разводами и постоянной агрессией — это не кто иные, как пациенты, постоянно или временно пребывающие в состоянии депрессии.

Классические признаки недуга, необходимые для постановки диагноза, о котором мы говорим, простые: на протяжении двух недель (недолго надо ждать!) у вас наблюдается сниженное настроение, отсутствие энергии и удовлетворенности от того, что раньше приносило удовольствие. В дополнение к этому достаточно наличия двух симптомов, они могут быть различными — пессимизм, сниженная самооценка, невозможность принять решение, расстройство сна, ухудшение памяти, рассеянное внимание и т. д. Вам такие состояния знакомы? Значит, диагноз «депрессия» вполне вероятен. Скажу больше: уверена, вы знаете в своем окружении людей, у которых вообще нет занятий, приносящих удовлетворение в течение всей их сознательной жизни.

Я бы сравнила эпидемию депрессии с эпидемией чумы и думаю, что при этом ничуть не сгущу краски. Просто представьте себе, что потенциально (я не берусь называть точные цифры) треть населения нашей страны в той или иной степени периодически или постоянно находится в депрессии. Учитывайте, что в этом состоянии мы живем, образно говоря, лишь на 30 процентов из 100, и это касается продуктивности на работе, гармонии в социальных отношениях, творчества… Путем нехитрых математических подсчетов вы поймете, что потенциал населения страны используется практически наполовину!

Исходя из моей практики, могу сказать, что большинство пациентов своего болезненного состояния не замечают или не осознают. Возможно, это прозвучит как врачебный цинизм, но порой я очень рада, когда у некоторых людей депрессия заходит слишком далеко. Рада потому, что иногда для того, чтобы всплыть, необходимо опуститься на дно и оттолкнуться от него. Только погрузившись в депрессию с головой, люди идут к психологу или психотерапевту и начинают работу над собой. Это намного лучше, чем барахтаться где-то посередине годами и даже десятилетиями!

Но даже пациенты, обратившиеся за помощью, не всегда признают, что она им на самом деле нужна. Они просто чувствуют некий дискомфорт, рассказывают про свою вялость и раздражение, но при этом уверены, что ничего особенного в этом нет. Они списывают свое состояние на проблемы на работе, экономический кризис, неустроенность в личной жизни и даже не хотят замечать, что бэкграунд с этими обстоятельствами тянется годами. Причем череда «черных полос» длится все это время беспрерывно, и они все темнеют и темнеют…

Большое счастье, если психотерапевту удастся подхватить человека в этом состоянии. Спустя какое-то время (сроки разные, но не менее чем через полгода) удается улучшить состояние пациента. В моей практике есть случаи, когда выздоравливающий был шокирован, буквально вывернут наизнанку, обнаружив, что его депрессия длится с подросткового возраста. На момент осознания ему уже было сорок лет! Только вдумайтесь: человек почти три десятка лет был уверен, что жизнь — черно-белое скучное кино, и неожиданно узнал, что мир вокруг полон красок и положительных эмоций.

Учитывайте при этом, что многие не просто живут в состоянии депрессии, а успевают, находясь в нем, создать семьи, вырастить детей. И, «вынырнув», они понимают, что многие решения в нынешнем, нормальном состоянии не были бы приняты. Это касается в том числе основополагающих вещей — выбора работы, партнера, места жительства… Трагично осознавать, что все эти события уже материализовались, вплелись в жизненную канву и кажутся монолитными. Могу при этом сказать только одну хорошую новость: когда человек выходит из депрессии, у него есть силы многое изменить.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by