Что сказал Лукашенко депутатам: о декрете №3, коррупции, зарплате и безработице

 
21 апреля 2017 в 12:30
Автор: Александр Владыко. Фото: БЕЛТА
Автор: Александр Владыко. Фото: БЕЛТА

«350 тысяч человек — что будем с ними делать? Если вы предложите иную альтернативу, как заставить их работать, я отступлю. Но эти тысячи создают огромную проблему правоохранительной системе. А вообще это 500 тысяч человек (150 тысяч по разным предлогам освободили от бремени). Проблема остается», — признал Александр Лукашенко, выступая сегодня с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.

— Мы должны делать выводы и признать, что плохо на местах его реализовали. Но и сбрасывать ответственность с себя не должны — это дело всей вертикали, во главе с президентом. Цель этого декрета одна — каждый должен работать, и 350 тысяч человек в том числе. Вот и вся философия. Я хотел бы услышать ответ от парламентариев: как донести это до людей. Опять прописать какую-то сумму? Но вы же понимаете, что 10 тысяч заплатят, а остальные — ни копейки. Им проще выйти на улицы. Нужна новая концепция — заставить каждого работать. Мы имеем опыт советских времен. Да, не те методы... а может, и те.

Еще из важного, о чем на данный момент сказал Лукашенко.

Об инвестициях и торговле:

— Январь — февраль мы полностью провалили и проспали. Март это доказал. Трудно будет поднять экономику на новый уровень, если мы не сможем продавать белорусские товары на внешних рынках. Нужно вернуть утраченные позиции по экспорту услуг. Кроме того: ЕС не пускает нас на свои рынки, так почему мы в ответ не показываем им свою ценность как рынка сбыта? Я жду от белорусского правительства решений.

Мы создали все условия для привлечения инвестиции, но они не растут. Почему? Мы должны изменить отношение к инвесторам. На позицию крупнейшего в мире выходит Китай. Задачу перед губернаторами каждый год привлекать 100 млн долларов прямых китайских инвестиций никто не отменял. Эти деньги надо вкладывать в быстро окупаемые производственные проекты.

О безработице:

— Из-за неустойчивости на рынке труда возникла определенная напряженность. Есть заводы в сложном положении, но нам что, продукция не нужна (речь об Оршанском инструментальном заводе)? Нужна. Но предприятие далеко от Минска. Так давайте, советуют мне, объявим банкротом. А «реформаторы» говорят: людей переучим. Кого и во что? Это высококлассные специалисты, которые десятилетиями работают над тем, что нужно стране. Вывод: надо модернизировать эти предприятия. Новые станки недорого стоят. Есть помещения и люди.

Проблема среди неконкурентноспособных на рынке труда. Но нужна не только социальная защищенность, но и желание человека. Руководителям регионов дана задача предложить всем работу. В исполкомах созданы комиссии по трудоустройству, куда может обратиться любой нуждающийся. Но подчеркиваю, что не работа должна идти к людям, а люди идти за работой.

О заработной плате:

— Основа зарплаты — повышение производительности труда. Это дело не одного года. Но есть и резервы для быстрой отдачи: улучшение организации труда, сокращение излишней численности (там, где это возможно), соблюдение трудовой дисциплины и системы стимулирования. Произвел-продал-получил. Нет ликвидного товара — нет зарплаты.

Правительству поставлена задача по итогам года обеспечить среднюю зарплату в 1000 рублей. Кто считает задачу неподъемной — переходите на работу полегче. Даже не думайте без учета производительности выдать по 1000. Ищите резервы, все зависит от руководителей. Там, где они не тянут и не могут, надо решить кадровые проблемы — время уходит.

О бизнесе

— У нас много административных барьеров. Деловые инициативы тормозятся или вовсе зарубаются на корню. Чтобы открыть кафешку, нужно пройти 12 административных процедур. По скромным подсчетам, это занимает около 6 месяцев. А ведь это время бизнесмен мог бы работать и создавать рабочие места.

Мы боремся с бюрократизмом и волокитой.  Излишних проверок, паразитирующих на бизнесе, быть не должно! […] Мы действительно примем революционные решения, но я боюсь, чтобы мы в результате не создали хаотичную обстановку и не потеряли управляемость в экономике. Это надо иметь в виду.

При этом надо для бизнеса сделать столько, сколько необходимо для его функционирования. Человек должен понимать, что он открывает дело, работает без оглядки и знает, что никто незаконно не придет и не начнет выколачивать из него взятки.  В этом плане можете рассчитывать на мою поддержку. Мы снимем гнет, но ответственность будет нести бизнес. А этого пока нет. Я уже говорил бизнесменам: будете нести ответственность за людей. Человек имеет право на достойный труд и его оплату. Это право вы должны обеспечивать.

Все будет честно и принципиально. Нагрузим всех. Нормально работающее предприятие не надо проверять. Если работаешь честно — это залог, что не придут. Ходить на предприятия, где руководители работают добросовестно, не надо.

О коррупции:

— В каждом конкретном случае надо очень взвешенно подходить к возбуждению уголовного дела, сотню раз подумать, прежде чем навесить на человека клеймо «коррупционер». На кону судьбы людей! Никакой напраслины быть не должно! Ловите и задерживайте только тогда, когда может сбежать.

При этом Лукашенко обратился и к потенциальным задержанным:

— Подумайте! Неужели вам зеленый доллар дороже и важнее свободы?

Лукашенко обмолвился и о задержанном 11 апреля начальнике главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Сергее Барисевиче:

— Взяли всех с конвертами. Ему несли деньги за то, чтобы получить право кормить детей в школах непонятно чем, отходами. То, что детям недовложили — отнесли ему.