Учитель Анна Грановская: вы действительно хотите отдать своего ребенка в школу в 5 лет?

38 106
19 апреля 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Учитель Анна Грановская: вы действительно хотите отдать своего ребенка в школу в 5 лет?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Анна Грановская — учитель начальной школы, автор нестандартных пособий для детей. Окончила с отличием педколледж и педуниверситет (социальная педагогика и практическая детская психология). Главный редактор «Полосатой газеты».
Кодекс об образовании в последние годы постоянно кромсается, изменяется — по всей видимости, с целью повысить наш культурный уровень. Но что я наблюдаю в результате? Массовые случаи, когда родителей шестилеток ставят перед фактом: «Места для вашего ребенка нет, идите в школу». Количество групп в садах для детей седьмого года жизни неумолимо сокращается. Первоклассники переведены в стены школ (а это значит, что условия адаптации малышей к учебной деятельности ухудшились). Вопрос, насколько эффективны такие новации, уже давно повис в воздухе, и многие педагоги-практики знают ответ на него. И он будет неутешительным.

Начнем с того, что, безусловно, есть шестилетние дети, которые успешно учатся и не теряют мотивацию к посещению школы. Но их объективно очень мало — 5—10%. Что же касается первого класса в стенах школы, то еще в конце восьмидесятых годов были реализованы полноценные научные разработки и даны обоснования, почему для шестилетних детей нужны другие условия учебы в первом классе: почему им нужно много двигаться, почему учебные пособия должны быть другими, а в придачу ко всему этому — почему нужны педагоги, которые знакомы с особенностями обучения шестилеток.

Повторюсь, мне бы искренне хотелось верить, что новшества, которые планируется ввести, а также запрет на ознакомление родителей с учебным процессом, увеличение наполняемости групп и классов до тридцати и более человек, запрет на оказание репетиторских услуг и так далее — все это во благо родителям и детям. Но положа руку на сердце, я думаю, что все изменения в образовании подчиняются одной задаче — сокращение госрасходов. Мне кажется, это единственный честный ответ.

Почему я так считаю? Вообще, все решения в образовательной сфере, впрочем, как и в любом другом серьезном деле, должны проходить стадию экспериментального изучения, прежде чем внедряться повсеместно.

Согласитесь, глупо отдавать распоряжение прикручивать при сборке машин лишнее колесо, пусть даже креативной квадратной формы, если не была доказана научная и практическая ценность подобного предложения. Например, так вышло с введением десятибалльной системы, когда никто толком не знал, как оценивать работы учеников. Да и сейчас не знает. И как бы хорошо ребенок ни рассказал стихотворение, но выше восьмерки он не получит, потому что кто-то придумал, что это стихотворение или эта задача может быть максимально оценена на семь или восемь баллов.

Но наши дети — это не машины, их нельзя списать, как выбракованные модели. Последствия нововведений без детальной проработки и практического подтверждения их эффективности будут печальными.

Вот вам еще одна аналогия. Может ли министр здравоохранения своим волевым решением разрешить использование лекарства или новой методики лечения? Я думаю, что нет. Любой ученый подтвердит: чтобы защитить свой метод, необходимы хотя бы два-три года исследований. При этом обязательным условием является наличие контрольной группы. Если этого нет, то данное предложение, извините, не может иметь «экономическую, практическую и научную значимость».

И вот здесь у меня возникает вопрос. Кто в Министерстве образования может предоставить данные об осуществленной научно-практической деятельности по введению новых программ, учебников, положений в Кодексе об образовании? Объективные, честные данные, чтобы были зафиксированы официальные показания психологов («всем стало лучше»), вердикт педиатров («здоровье если не улучшилось, то хотя бы не ухудшилось»), мнение педагогов («новые учебники и программы великолепны!»), результаты опроса родителей («дети счастливы и бегут в школу!»). Если всего этого нет, то предложенные новшества не имеют права быть повсеместно внедренными на республиканском уровне. Тридцать и больше детей в классах, чтобы качество преподавания улучшилось? Вы серьезно?

Но мы говорим об уже свершившихся фактах. Новые нормы обучения уже введены, и результаты их внедрения покажут себя уже в ближайшем будущем (многие педагоги и родители считают, что уже показали). Впереди нас ждет еще несколько новаций: отправка в школу с пяти лет, новые программы-скороспелки и учебники под них, запрет на оказание образовательных услуг учебными центрами (борьба с репетиторами).

Что же произойдет, если в июле этого года предложенные изменения будут приняты? В первую очередь хотелось бы обратить внимание на ситуацию со свободным допуском в школу пятилеток. Вундеркинды в нашей стране есть, но сколько их на 2 млн белорусских детей?

Ведь физиологию не обманешь! Малыши будут быстрее уставать, и их желание учиться угаснет. Если ваш ребенок уже в 5 лет готов к школе, постарайтесь заинтересовать его различными кружками, секциями, водите в бассейн, ходите на прогулки в парки, а не в торговые центры. Читайте ему, и сам пусть читает. На этом этапе важно укрепить здоровье, а не отправлять в школьный класс. Не отбирайте у детей детство!

И еще. Прошу прощения у родителей, но, увы, нередки случаи, когда амбиции мамы и папы толкают малышей в объятия школьных нагрузок в ущерб здоровью ребенка. И я считаю, что разрешение отдавать детей в школу с 5 лет даст зеленый свет для соревнования между такими родителями: кто раньше и кто круче.

Но это, на мой взгляд, будет катастрофа. Ведь в школе исчезли разумные программы по обучению шестилеток (их учат как семилеток), а добавив в эти классы пятилетних детей, я думаю, мы совершим ужасную ошибку. В условиях плохой экологии, дефицита времени у родителей единственно разумным новшеством в Кодексе об образовании должно стать внедрение здоровьесберегающих методик — чтобы дети выходили из школьных стен умными и здоровыми, а не хрониками, ненавидящими школу. На детях нельзя экономить!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by