Доцифровая эпоха: ламповый фоторепортаж из затопленных белорусских деревень во время одного из самых сильных паводков 1999-го

15 апреля 2017 в 10:00
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Александр Ружечка

Доцифровая эпоха: ламповый фоторепортаж из затопленных белорусских деревень во время одного из самых сильных паводков 1999-го

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Александр Ружечка

Мы открываем серию публикаций «Доцифровая эпоха», в которой представим вам уникальную возможность посмотреть теплые ламповые архивные карточки, сделанные нашими фотографами во времена, когда для того, чтобы сделать снимок, в фотоаппарат надо было заправлять пленку. Съемки требовали от корреспондентов немалых усилий, и практически за каждым кадром скрывается увлекательная история. Первый выпуск серии посвящен грандиозному паводку, который случился на реке Припять на исходе прошлого столетия.

Вода в деревнях Переров и Хлупин Житковичского района — частый гость, что ни паводок — заливает как минимум ближайшие к реке участки, подтапливает дома. Но весна 1999 года стала особенной. Потоп, который случился на рубеже веков, считают одним из самых масштабных в памяти местных жителей. Шутка ли, во время паводка было затоплено более 2 тыс. домов и 7 тыс. подворий. Улицы превратились в венецианские каналы, передвигаться по которым можно было только на лодке, поля стали озерами, а дома — островками тонущей цивилизации.

Крупномасштабная спасательная операция, проводившаяся совместно силами военных и МЧС, была наполнена духом приключений, а не трагизмом. Людей вывозили спокойно, последовательно, без паники. Окружающие деревни пейзажи изменились до неузнаваемости, и ребятня, которую вместе со стариками эвакуировали на лодках и вездеходах, оглядывалась назад скорее с любопытством и сожалением, чем с облегчением.

Несколько деревень полностью отрезало от окружающего мира водой, и их жители ощутили себя настоящими Робинзонами. Многие отказались покидать дома даже тогда, когда вода поднялась до пояса и начала переливаться внутрь через подоконник. Просто ставили кровати на деревянные чурбаки, на них грузили пожитки, а сами отправлялись спать на сеновал на чердаке. Порой вместе с домашней живностью: птицей, собаками, котами, козами. Настоящий Ноев ковчег.

Неудивительно, что в «осажденных» водой деревнях искренне радовались всем гостям с «большой земли»: сотрудникам МЧС, военным, фотографам и журналистам.

Жители собственными силами спасали мебель и ценные вещи.

Конечно, труднее всего пришлось пожилым людям. Эвакуация некоторых из них стала для спасателей настоящим испытанием. Старикам, которые наотрез отказались покидать родные хаты, медицинская помощь оказывалась прямо на дому. На лодках подвозили баллоны с газом, провиант, питьевую воду.

Но несмотря на многочисленные трудности, жители глубинки отнеслись к происходящему философски. Жизнь многих поколений рядом с рекой, часто проявляющей по весне свой буйный характер, научила терпению. «Все образуется! Солнышко уже греет, залитые поля и огороды уродят, затопленные хаты высохнут, а рыбалка какая будет!» — щурится от бликов на воде мужичок, направляя свою лодку от порога дома на другой конец деревни — в гости к соседу.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by