Буквально вчера стало известно об одном из таких шагов: на сайте Республиканской конфедерации предпринимательства появился текст проекта указа президента «О регулировании деятельности физических лиц», в котором правительство предлагает на десятки позиций увеличить список видов экономической деятельности, не относящихся к предпринимательской. Также подготовлен еще один проект указа о расширении перечня видов ремесленной деятельности и новых возможностях, которые могут получить ремесленники, реализуя свой товар.
Если говорить о финансовых возможностях для тех, кто решил заняться малым бизнесом, в стране есть различные программы поддержки предпринимательства, которые существуют при горисполкомах и райисполкомах. На мой взгляд, это один из наиболее привлекательных вариантов получения помощи на старте своего нового дела. Узнать подробнее о таких программах несложно: все в деталях расписано на сайтах различных городских и районных исполнительных комитетов. Удивительно, но еще несколько лет назад средства, предусмотренные бюджетом на помощь предпринимателям, не выбирались (возможно, это происходит и сейчас). Наверное, потому, что о существовании таких программ до сих пор знает не так много представителей малого бизнеса.
То, что эти документы и программы важные и нужные, — бесспорно. Они наверняка позволят создать немалое количество новых рабочих мест. Но, к сожалению, если смотреть на положение вещей беспристрастно, какого-то решительного влияния на ситуацию в секторе частного бизнеса и самозанятости не окажут. Следует признать, что для того, чтобы произошел прорыв, придется вновь вспомнить о некоторых «болячках» отечественной экономики, которые не позволяют развиваться частному сектору экономики так эффективно, как хотелось бы. Только их излечение поможет ощутимо продвинуться в решении сразу нескольких системных проблем, среди которых такие знаковые, как безработица, расходы на создание новых рабочих мест и снижение регулярных налоговых поступлений в бюджет.
Итак, давайте опять вспомним, что тормозит рост предпринимательской инициативы в нашей стране, а значит, не позволяет создавать новые рабочие места.
Говоря глобально, чтобы у нас стало больше самозанятых, необходимо кардинально изменить отношение государства к частному бизнесу. Это изменение декларируется достаточно давно: много говорится о раскрепощении частной инициативы, облегчении административных процедур. Но фактически климат для самозанятости не самый благоприятный. Один из красноречивых примеров: буквально недавно отчитывался о своей работе Комитет государственного контроля, ставя себе в заслугу, что 99,9% проверок заканчиваются штрафами. Получается, что или у нас фактически все предприниматели незаконопослушные, или все-таки законодательство устроено так, что, как бы ты ни старался, все равно его нарушишь.
К сожалению, не редкость примеры, когда по каким-то формальным признакам (грубо говоря, где-то в документе не так поставлена запятая) контролирующие органы могут выписать штраф, который в одночасье убивает маленький бизнес, соответственно, люди, работавшие в этой организации, оказываются на улице. Разве кто-то от этого выигрывает?
Конечно, все хотят увидеть некий гениальный ход, хитрую стратегию развития малого бизнеса и самозанятости в Беларуси. Но на самом деле волшебных пилюль не надо — рецепты развития предпринимательской инициативы просты и универсальны, они давно отработаны во множестве стран, их эффективность доказана.
Первое правило: человек не должен бояться заняться своим делом. У него не должно быть опасений в отношении контролирующих органов, о чем мы уже говорили ранее. К слову, в некоторых странах есть такая практика: если у малого бизнеса оборот меньше определенной пороговой суммы, к нему вообще никогда в жизни не придут с проверкой. Считается, что время работы инспекторов дороже, чем любые штрафы, которые можно снять с такого предпринимателя, даже если он допускает незначительные огрехи в своей работе. Думаю, что введение данной практики было бы полезно и у нас.
Второе правило: необходимы гарантии неприкосновенности частной собственности и положительная практика ее судебной защиты. Помимо этого, желательно упрощение административных процедур, уменьшение лицензируемых видов деятельности (отметим, что и в этом вопросе сегодня начались подвижки).
Третье правило: наказание должно быть пропорциональным правонарушению. Одно дело, когда человек сознательно уходит от уплаты налогов, — его необходимо карать по всей строгости закона. И совсем другое — нарушение по формальным признакам, когда предприниматель, например, не так заполнил графу в накладной и очевидно, что у него не было намерения кого-то обмануть. Я не раз слышал, что у нас при этом выписываются совершенно несоразмерные штрафы.
Я думаю, что выполнения лишь этих правил будет достаточно для того, чтобы стал активно увеличиваться сектор частного бизнеса. При этом государство, возможно, и не собрало бы столько штрафов, сколько собирало раньше, но зато в короткий промежуток времени отбило бы эти деньги налогами, которые поступили бы в бюджет от работающих предпринимателей, а также сэкономило бы средства на создании новых рабочих мест для увеличивающейся армии «тунеядцев».
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by