Психолог Анжелика Политаева: мы очеловечиваем собак и особачиваем людей

17 543
21 марта 2017 в 11:17
Автор: Дмитрий Корсак

Психолог Анжелика Политаева: мы очеловечиваем собак и особачиваем людей

Автор: Дмитрий Корсак
Анжелика Политаева — семейный психолог, групповой терапевт, гештальттерапевт EAGT (European Association of Gestalt Therapy). Замужем, воспитывает дочь.
Впервые в жизни всерьез занявшись воспитанием щенка, я заметила интересную вещь: люди очеловечивают собак! Приписывают им человеческие эмоции и переживания: радость, грусть, тоску, обиду, — упуская из виду то, что животное живет инстинктами и рефлексами. И относясь к питомцу как к индивиду, обладающему сознанием, люди получают массу проблем, связанных с непослушанием и неадекватным поведением. Но самое интересно не это, а то, что при этом «особачивают» человеческого детеныша, пытаясь вписать его в схему «стимул — реакция».

Вы наверняка слышали, как владельцы собак рассказывают про своего питомца. Это сотни мельчайших подробностей о том, что и как он любит, и в какое время, и как он это показывает, и как обижается, если не замечаешь. На контрасте слушаю бледные ответы родителей на семейных консультациях на вопрос «Как вам кажется, что нравится вашему ребенку?» Это может быть неуверенное «Ну, наверное, ей нравится учиться, она так переживает за плохие оценки…» или озлобленное «В компьютере она сидит целый день, играет». И ясно: в какие игры играет ребенок, понятия нет. А вот владелец собаки знает, мясо какой степени проварки любит его пес и в каком настроении предпочитает говядину, а в каком потроха!

На самом деле воспитание детей и собачьих детенышей имеет много общего. И мы, и они — стайные животные. В семье собака должна занимать самое последнее место в иерархии, ниже позиции самого маленького члена семьи. Это нужно для того, чтобы собака не соперничала с детьми и не проявляла к ним агрессию. Ребенок, приходя в этот мир, также должен вписаться в иерархическую структуру семьи. Однако особо распространены две крайности: либо он царь, либо он гамма. Быть царем ребенку тяжело, хоть и лестно. Однако понимать, что твои родители слабы, что на них нельзя опереться, — это разрушительно для детской психики. Если же он гамма, то все самые худшие качества всех членов семьи приписывают ему, оставаясь на его фоне умными и красивыми. И это также непосильная ноша — быть семейным помойным ведром.

Если три кита воспитания собаки — это дисциплина, послушание и любовь (и только в таком порядке), то для ребенка эти киты выстраиваются совсем в другой конфигурации. Неважно, для какой цели растят щенка, задача одна: собака должна быть управляемой. От нее не ждут, что она будет сама проявлять инициативу и что-то предлагать проводнику. Отсюда и последовательность в приоритетах: жесткая дисциплина и четкое послушание, а затем любовь — поощрение хорошим отношением, похвалой, лакомством.

В отличие от собаки, наши дети столкнутся с тем, что в течение жизни будут попадать в непредвиденные ситуации и вынуждены будут с ними справляться. Поэтому дисциплина и послушание отходят на второй план. На первое место выходит способность адаптироваться к любым ситуациям и не опускать руки, которую развивает именно любовь родителей.

Как часто на консультациях семей с «трудными» детьми я слышу от отца или матери, как они старались: покупали вещи, вкладывались в хобби, оплачивали учебу и дорогостоящие мероприятия. Но эмоциональный пласт отношений как будто исчез, пропал, дитя стало злым и неуправляемым. А я понимаю, что этот пласт так и не был поднят родителями. В силу разных обстоятельств: им было трудно, они много работали, они очень беспокоились за формальные и функциональные вещи, а может, сами не имели такого опыта.

Моя клиентка рассказывала о маме, которая так много всего делала для нее, но поговорить с ней «о чем-то сокровенном» было невозможно. Мама настолько была готова на жертвы, что даже позвала дочь переехать в свою квартиру, когда та родила двойню и жила с мужем в маленькой комнатке в общежитии. Мама и муж не сошлись характерами, муж ушел, не прожив у тещи и двух дней. Было больно, было трудно морально и физически поднимать двух детей. И когда она попробовала рассказать своей маме о том, как ей тяжело, мама только и нашла что ответить: «Так засунь их обратно». Это прозвучало жестоко. Но мне понятно, что мама столкнулась со своим бессилием, услышав переживания дочери: исправить ситуацию она не могла, не могла ничего сделать — отсюда и злость.

Но делать ничего и не нужно было — только посочувствовать, заметить и признать, что дочери плохо. А это оказалось труднее, чем предоставить свою жилплощадь.

Родители привыкли много делать для своих детей, стали своеобразными машинами по производству материальных благ. Но о том, что ребенку нужны эмоциональная поддержка и признание его непростых и не всегда приятных чувств, «загонов», комплексов, страхов, как будто забыли. Не найдя поддержки у родителей в переживаниях бессилия, проигрыша, неудачи, отвержения, ребенок оказывается неспособен справиться с ними самостоятельно.

Кто-то скажет, что собаки тоже чувствительны к человеческим эмоциям. Да. Собаку мотивирует интерес. Поэтому процесс обучения пытаются связать с этим чувством и ассоциировать положительные эмоции от лакомства или игры с выполнением команды. Конечно, собаку можно обучить с помощью запугивания и побоев, однако она не будет, когда у нее нет мотивации, стабильно работать и выполнять команды. Но почему, когда речь заходит об учебе и домашних обязанностях, я слышу в голосах родителей эти повелительные нотки, как будто ребенок должен взять и сразу выполнить команду «хорошо учись», «чисти зубы», «уважай старших», «убери в комнате»? Зачем? Какими мотивами должен руководствоваться ребенок, чтобы все это делать?

Кто-то писал, что интеллект хозяина должен быть выше интеллекта собаки, которую он хочет завести, иначе будет трудно. Может, для кого-то это неочевидно, но дети обладают не только интеллектом, но и сознанием! Человек разумный хочет понимать, что, как, почему и зачем в этом мире. И объяснения типа «потому что я так сказал» не дают ребенку исчерпывающего ответа о сложной природе и сути явлений и поэтому не работают.

Но если ребенок найдет в себе смелость не сделать того, что вы велели, «потому что я так сказал», он рискует быть наказанным. И вроде бы логика родителя в этом моменте понятна. Все животные накапливают опыт. Позитивный или негативный, впоследствии он дает о себе знать и часто руководит нашими поступками. «Потому что в прошлый раз было так», — говорим мы себе, наивно веря в то, что в этот раз должно быть точно так же. Поэтому к собаке за непослушание применяют коррекцию. Например, ее наказывают, если она подбирает что-то с земли. Наказывают везде: в подъезде, во дворе, в лесу, на даче. Собака этот опыт обобщает и делает вывод: где бы я ни была, подбирать с земли ничего нельзя. Но нужно ли такое обобщение ребенку? Что произойдет, если вы постоянно будете запрещать ему бегать и шуметь?

«Нельзя значит нельзя нигде и никогда» — воспитание по принципу собаки. Учите своих детей понимать смысл ваших требований, если он есть, учите их разбираться в тонкостях происходящих событий. Это точно пригодится им в жизни. Рано или поздно они будут чистить зубы, заправлять постель, аккуратно складывать одежду, убирать свою комнату. Они освоят это — точно, не сомневайтесь. Важно, чтобы, делая все это, они были счастливы, спокойны, уверенны, оптимистичны. А это возможно, только если вы будете чувствительны не только к их действиям и поступкам, но и к их чувствам, переживаниям, интересам.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by