Председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич: ограничивать неопытных «камикадзе» от мощных автомобилей законодательно бессмысленно

22 753
07 марта 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич: ограничивать неопытных «камикадзе» от мощных автомобилей законодательно бессмысленно

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон
Сергей Михневич — председатель Белорусской автомобильной ассоциации, управляющий импортером Volkswagen в Беларуси и первым в Беларуси онлайн-автосалоном. Занимает активную позицию в продвижении перспективных технологий на автомобильном рынке, ратует за скорейшее развитие в Беларуси электротранспорта и беспилотных систем.
С приходом весны все затаили дыхание в ожидании будоражащих новостей с открытия нового мотосезона. И тут впору вспомнить прошлогодние дебаты о необходимости введения ограничений на использование мощных авто и мотоциклов. После первых аварий, которые, к слову, уже произошли, наверняка снова найдутся сторонники выдавать права «за стаж» или требовать справку от психиатра при продаже крутого байка.

Будут и те, кто упрекнет автодилеров: мол, зачем вы вообще продаете мощные автомобили и мотоциклы людям, которые не умеют ими управлять?

Но даже если бы в автоцентрах ввели тотальный предпродажный контроль, медицинское освидетельствование или экзамены, ситуация бы совершенно не изменилась. Нет никаких гарантий, что вместо опытного водителя за руль мощной машины или мотоцикла не сядет новичок или бесправник. Сама по себе техника, какой бы малоприемистой она ни была, не способна убить или покалечить. Вопрос в том, кто управляет ей и насколько адекватно этот человек ведет себя на дороге.

Мощный транспорт имеет свою специфику в вождении, и ее необходимо учитывать. Но ведь на вождение влияет не только количество лошадиных сил под капотом, но и такие факторы, как погода, дорожная обстановка и многие другие. Если следовать извращенной логике, то вместе с запретом на вождение мощного транспорта нужно запретить еще и езду в плохую погоду.

Согласен, «резвый» автомобиль может превратить спокойного водителя в лихача-неадеквата. Это доказанный факт: по статистике, на втором году водительского стажа проявляется «опьянение скоростью», хочется ехать быстрее, получать от вождения адреналин. И автомобили околоспортивного класса провоцируют на более агрессивный стиль вождения. Но это не значит, что все владельцы BMW — нарушители, а покупатели малолитражек — ангелы. По автомобилю невозможно определить, как человек будет вести себя на дороге: будет ли он соблюдать правила, уважать других участников движения. Повторюсь, не транспортное средство является причиной ДТП, а манера вождения и законопослушность водителя, который им управляет.

Мне очень хочется, чтобы адекватных людей на дорогах у нас было как можно больше. Но этого не добиться запретами и ограничениями. В Германии, например, на отдельных дорогах предельная скорость не установлена. И никто не гоняет, как сумасшедший. Если немец покупает мощный мотоцикл или автомобиль, он понимает, что нужно уметь им пользоваться. Не хватает знаний или опыта — иди подучись, пройди спецкурсы. Точно так же должно быть и у нас. Но это вопрос личной ответственности, не стоит палками загонять водителей на платные курсы и уроки, нет нужды плодить подклассы прав в зависимости от стажа. Это ничего кардинально не изменит.

И тут вы спросите: а что, тогда читать новости про кровавые ДТП и ничего не делать?

Есть два пути: убедить белорусов стать законопослушными, не нарушать ПДД — или дождаться, когда автомобили поумнеют настолько, что водителя можно будет не принимать в расчет. Как вы думаете, что произойдет раньше? Мое мнение таково: на благоразумность всех водителей надеяться не приходится, а умные автомобили — это уже недалекое будущее.

Уже сегодня можно сделать так, что автомобиль сам будет требовать от водителя предъявить права. Нет прав — вылезай, ты не поедешь. Проверка на алкоголь — легко: дыхнул в трубку — завел двигатель. Такие технологии существуют, их можно реализовать прямо сейчас.

Все идет к тому, что автомобиль станет частью интернета вещей, машины смогут обмениваться данными, сообщать друг другу о дорожной обстановке, поддерживать оптимальную скорость движения. Мы уже стоим на пороге автомобильной революции, которая решит многие наши проблемы. И это не далекая от нас революция в США или Европе — она происходит у нас в стране. Да, мы отстаем во внедрении технологий, только-только открываем онлайн-автоцентры, формируем спрос на умные автомобильные системы. И спрос, поверьте, есть. Наличие в машине автопарковки, систем слежения за знаками и дорогой — уже большой плюс в глазах рядового автолюбителя. Да, пока нам еще нужно помощнее и подешевле, но прогресс налицо.

Автоматика уверенно вытесняет человека из водительского кресла, и страшные ДТП скоро останутся в прошлом. Стиль вождения будет единым, а культуру поведения на дороге заменят четкие правила, которым следует автоматика. Больше не будет драк на дорогах, обсуждений роликов с регистраторов и мифов про лихачей на BMW. Тот ли это мир, о котором мы все мечтаем, — большой вопрос. Но в нашем случае решить проблему недостаточно серьезного отношения к использованию любых мощных или слабых авто другим способом не получится.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by