Легкая эволюция: молодые дизайнеры стучатся в промышленность

19 470
18 февраля 2017 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Тарналицкий

Легкая эволюция: молодые дизайнеры стучатся в промышленность

Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Тарналицкий

«Зато у нас качественно и натурально». То, что прокатило с колбасой, в одежде забуксовало. Из-за стагнации и тяги к классике уже несколько поколений белорусов превратило покупки одежды за границей в рутину. Никого не интересует, что очередное госпредприятие купило новое оборудование, на которое и ушли все деньги, поэтому средств на новые модели не осталось, а цены высокие: валютные кредиты надо возвращать. Так на «поляне» появилось место для сотен молодых дизайнеров.

Сначала у них получался крайне нишевой продукт, потом конкуренция повысилась и все стало более утилитарно. А теперь все чаще молодежь начинает сотрудничать с частными промышленными предприятиями. Пока что из этого ничего масштабного не выходит, но вдруг подул свежий ветер идей.

Александра Жук: «Мне комфортнее самой, но вроде все остались довольны»

Молодая студентка Института современных знаний стала победительницей конкурса New Names Belarus Fashion Week в 2014 году.

— Давно было, я уже даже и забыла когда. Очень понравилась тема «Я люблю Беларусь»: как раз по этому поводу у меня существовало много идей.

Призом конкурса было создание коллекции с коммерческим брендом — так Александра попала в Navy.

— Моя специальность в вузе называлась «дизайн костюма и тканей», притом что ИСЗ — чуть ли не единственное место, где готовят дизайнеров, а не художников. Поэтому промышленных знаний хватало, но все равно училась многому на месте.

Кто-то из знакомых рассказывал о стажировках или практиках на флагманских госпредприятиях. Там консервативно, конечно. А с Navy мне повезло. У них в офисе на стене висит телевизор — постоянно транслируются свои показы или просто FashionTV. В команде работают люди гибкие, они знают, что такое мода и как зарабатывать деньги. Не только для меня, но и для них это был первый опыт совместной работы. И вроде как получилось неплохо.

В Navy был экспериментальный цех, где шили единичные вещи без массового производства. Поэтому по рукам меня никто не бил, ограничивая. Это же очень здорово, что есть лимитное производство, а есть промышленное.

Несмотря на вроде как комфортное сотрудничество, Александра после выхода коллекции ушла и вместе с напарницей Дариной создала бренд Zibra.

— Почему ушла? Там было руководство. А человек-художник (которым я себя считаю) эмоционально восприимчив. Проще создать комфортную атмосферу самостоятельно и в ней работать.

Александра и Дарина скинулись по $100 и сшили первую одежду из белорусского льна. Продали. На выручку купили ткани. Никаких кредитов. Так эта мануфактура и крутится до сих пор. Разве что пошивом теперь занимаются на стороне.

Ни в какие универмаги или к предпринимателям девушки не рвутся. По крайней мере на словах: «Это не наша аудитория». Тираж моделей — несколько десятков. Но девушек потолок не ограничивает.

— Когда наш бренд дорастет до предела, мы запустим вторую линию, массовую. Так и должно быть.

Анастасия Васюченко и Мария Старикова: «Оказалось, что мы художники, а не дизайнеры»

Однокурсницы и выпускницы еще одного культурного оплота — Белорусской государственной академии искусств, — у которых все впереди. Сейчас вместе с Mark Formelle они пробивают стену между полученным образованием и современным производством.

В прошлом году девушки победили в New Names и выиграли стажировку, в конце которой — своя промышленная коллекция для широкой аудитории.

Анастасия: В конкурсе мы участвовали вместе, потому что сработались еще в процессе обучения. Победили среди 60 участников. И теперь готовимся к весенней Неделе моды.

Выпускницы Академии признаются, что оказались не готовы к работе в легкой промышленности в буквальном смысле слова.

Анастасия: Из нас получились скорее художники по костюмам, чем промышленные дизайнеры. Здесь же работают в бешеном ритме. То, что у нас есть время покопаться в истории и творить, — исключение для новичков.

Мария: Мы изучали технологии, конструирование. Мы рисуем и понимаем, что хотим видеть. Но каждое производство работает по-своему. И получается…

Анастасия: Получается, что приходится адаптировать модели. Мы бы добавили больше ручной работы, деталей. Были бы более сложные и смелые вещи. Но у производства свои требования: 100 рублей — дорого, 15 минут на пошив — долго и т. д. Ищем баланс.

У производителя своя правда, подтверждаемая динамикой развития.

— Творческие люди нам очень нужны. Например, Наташа Цуран имеет свой бренд и работает у нас дизайнером. У нее получается работать и на себя, и на массовое производство, — рассказали в Mark Formelle.

Выпускники наших вузов хороши с точки зрения творчества. Они художники. С точки зрения промышленного производства это не готовые специалисты. Это не их вина, а программ обучения. Одно дело создать 1-2 модели для лимитированной серии по нелимитированной цене. Другое — сотни штук одного размера по той цене, которая нужна покупателям. Это проблема всех молодых дизайнеров: они создают хороший единичный продукт. А одеваться всем во что? Этому мы их учим.

Простой пример — этот свитшот из победившей осенью коллекции. С высокой долей вероятности он поступит в производство. Но для этого Марии и Анастасии надо изменить «рваный» воротник на то, что подходит промышленному производству.

Нет, «яхудожникятаквижу» и «этонебизнесастильжизни» живет в молодых дизайнерских головах, и это нормально для первых лет работы. Важнее результат. Если вы не очень внимательно следите за рынком одежды, то будьте готовы увидеть на понравившейся кофте или штанах надпись: «Сделано в Беларуси». Молодой задор работает эффективнее госпрограмм.

26 февраля состоится эскизный тур конкурса молодых дизайнеров New Names Belarus Fashion Week, победитель которого разработает промышленную коллекцию для предприятия Mark Formelle. Отметим, что впервые будут выбраны победители в двух номинациях — мужская и женская коллекция, — каждый из которых также получит денежный приз в размере 1000 рублей.
Заявки принимаются на newnames@bfw.by.

Индивидуальный пошив одежды в сервисе «Услуги» Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by