Недавно я получила «привет» от учительницы. Обложка тетради по математике моей дочки-второклассницы была перечеркнута жирной красной линией с хлестким указанием «Заменить». Причиной такого категоричного посыла послужило то, что тетрадь ученицы, по мнению педагога, находилась в ненадлежащем состоянии: в записях восьмилетней девочки было много помарок.
Вы знаете, в этом послании заключена одна из основных проблем всей белорусской системы образования — отсутствие человеческого тепла. Я, конечно, рада слышать о реформах и новаторстве, но пойму, что школа изменилась, только тогда, когда учительница внезапно найдет в себе силы не черкать красным, а карандашом написать вежливую просьбу в дневнике.
С подобным отношением к ученикам и родителям я сталкиваюсь регулярно. В школе, например, есть учителя, которые требуют заводить новые тетради в начале каждой четверти вне зависимости от того, сколько страниц было исписано в старых. Завуч начальных классов объяснила это тем, что таким образом детей приучают к аккуратности. Мол, новая тетрадь сразу же заставляет ребенка писать чище. Мой опыт показывает, что это не так, потому что у разных детей разная скорость овладения навыками, а мелкая моторика, отвечающая за аккуратность, вообще дозревает только к девяти годам. Создается впечатление, что в современной школе главная задача — это не учить детей, а создать систему, при которой все будет чистенько и аккуратненько. Под линеечку.
Я постоянно сталкиваюсь с учителями, профессионально выгоревшими из-за того, что на них спускается все больше и больше бумажной волокиты и совершенно бесполезной и непрофильной работы. Но разве любой свободный человек, которого на работе принуждают заниматься откровенной ерундой, не должен заявить о том, что он не обязан выполнять не входящие в его должностные обязанности поручения? Разве нет? Однако этого не происходит уже много лет.
Можно ли сделать так, чтобы школа уже завтра повернулась к родителям и ученикам лицом? Нельзя: любые изменения — это долгий и сложный процесс. Но я уверена, что все же возможны простые, незатратные шаги, которые приблизят нас к улучшению процесса образования.
Например, Министерству образования было бы неплохо организовать психологическую поддержку не только для детей, но и для учителей, стаж работы у которых более, например, 15 лет. Когда педагоги начинают обрастать чрезмерной уверенностью в своих знаниях и снижают интенсивность самообразования, они стремительно начинают профессионально выгорать. Это ведет к раздражительности, неудовлетворенности жизнью и эмоциональной несдержанности. Все крупные компании берегут своих сотрудников, проводят тимбилдинги, тренинги, психологическую разгрузку для тех, кто приносит пользу. А уж учителям и подавно это необходимо!
Очень важно снять с учителей лишнюю нагрузку, не относящуюся к их профессиональным обязанностям. Мне доподлинно известно, что педагоги в нашей школе не только учат детей, но и инспектируют жилищно-бытовые условия своих учеников, контролируют оплату коммунальных услуг и даже обследуют домохозяйства на предмет безопасности печного отопления! Могу допустить, что контроль за тем, в каких условиях живут дети, действительно нужен. Но этот вопрос должен курировать социальный педагог, а техническую безопасность — представители МЧС.
Еще один простой рецепт спокойствия детей — изменить рабочий цвет стержня с красного на зеленый. Красный цвет призван нагонять страх на учеников.
Давно пора разрешить ученикам в начальной школе писать карандашом и исправлять написанное, перестать так яростно следить за оформлением работы. Дети приходят в школу, чтобы учиться писать, читать и считать, а не соответствовать запросам учителя или Министерства образования. Ведь даже мы, взрослые, занимаясь творческой или технической работой, многократно вносим изменения в проект в процессе подготовки. Ученику в такой возможности отказано, он должен сделать красиво и аккуратно сразу все. На выходе из школы нам нужен творческий человек, готовый рисковать, изучать, ошибаться в процессе поиска решения, или спокойный усидчивый робот? И откуда вообще у школы такой пунктик по поводу аккуратности, а не знаний, творческого мышления? Ответ прост: контролировать аккуратность проще всего. Три клеточки пропустил после задания или четыре, поставил в нужном месте отступ или нет.
Ну и, наконец, очевидное решение, на которое закрывают глаза в школе, — необходимая прозрачность расходования попечительских взносов как шаг к укреплению доверия и сотрудничества с родителями. Мы все понимаем, что денег нет, но при этом хотелось бы четко понимать, на что тратятся те средства, которые регулярно сдают родители на «нужды класса и школы».
Пока же у меня создается совершенно искреннее ощущение, что школа, где учителя были не столько начальниками, сколько наставниками, а если хотите — даже друзьями (какой помнит школу наше поколение), уходит в небытие, как вода в песок. Сегодня мои дети ощущают, что ученики в заведении образования мешают учителям заполнять многочисленные бумажки, вести журналы и писать отчеты. При таких условиях полноценно учиться очень трудно, намного проще отбывать положенное время. И это очень грустно.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by