Экс-жена бизнесмена: «Муж ушел, погряз в долгах, и мне предлагают по ним заплатить»

20 января 2017 в 7:25
Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков

Экс-жена бизнесмена: «Муж ушел, погряз в долгах, и мне предлагают по ним заплатить»

Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков

«Я была замужем. Женились мы, взяв кредит на свадьбу, а потом у мужа стал хорошо развиваться бизнес. В семье был хороший достаток. В течение трех лет у нас родились двое детей. Но в 2013 году отношения испортились, и муж ушел к другой». Ирина сидит напротив с мокрыми глазами. История бывшего брака не отпускает ее спустя три года, когда оказалось, что люди, давшие бывшему мужу деньги, рассчитывают на разделенное после развода имущество.

— Когда эмоции улеглись, мы решили разводиться с составлением брачного договора. Нам было что делить. Мужу остался бизнес, мне — автомобиль. А еще у нас была совместно построенная в период брака трехкомнатная квартира. Раз я остаюсь с детьми, то договорились так: две трети квартиры мне, треть — ему.

Ирина осталась жить в квартире с детьми, а экс-муж и обладатель трети стал строить новую семью.

— Через год после развода бывший муж признался в финансовых проблемах и долгах. Партнеры забрали часть его бизнеса, автомобиль. Он попросил выкупить долю, чтобы у него были деньги, что я и сделала. Для этого одолжила деньги, а потом продала автомобиль.

Но оказалось, что денег бывший муж Леонид должен много. В таких делах бывшие друзья, знакомые и партнеры превращаются в соперников, противников и врагов. Так стало с одними из тех, кому Леонид был должен $38 тыс.

— В прошлом году я получаю исковое требование. Истцы подают на меня и бывшего мужа в суд, требуют признать брачный договор и продажу доли квартиры мнимой сделкой — и в конечном итоге выставить квартиру на торги для возврата им суммы долга.

Ирина нанимает адвоката и идет в суд с полной уверенностью в своей правоте: денег этих она не брала и в глаза не видела, у нее единственное место жительства и двое несовершеннолетних детей (3 и 5 лет), прописанных здесь же.

Но суд Фрунзенского района поддерживает истца по всем пунктам.


— Итак, была семья, которой не существует с 2013 года. За время брака экс-супруги построили квартиру, которая была их единственным местом жительства. Когда они уже не жили вместе, супруг взял в долг деньги и не исполнил обязательства, — комментирует дело адвокат Ирины. — Спустя время Ирина выкупает его долю. Эти деньги он потратил на уплату своих долгов. Бывшая супруга регистрирует свои права собственности. Но суд признает сделку мнимой.

Что такое мнимая сделка? Это такая сделка, которая совершается для вида. Мнимость сложно доказать в принципе, а в случае с Ириной доказательств не было вообще никаких, кроме якобы устного обещания должника, когда он брал деньги.

Кроме того, это решение идет вразрез с требованиями законов, в которых никаких ограничений при наличии долговых или кредитных обязательств по распоряжению своим имуществом не содержится. Иначе так можно сковать по рукам всех обладателей кредитных договоров.

Дальше. Квартира Ирины — единственное место жительства, и на него не может быть обращено взыскание.

Брачный договор, заключенный накануне развода, — это не повод для подозрений?

— Брачный договор — это не сделка по отчуждению, как считают многие. Он изменяет правовой режим собственности супругов. Совместно нажитое имущество может иметь титульного собственника, но по закону их двое.

Наоборот, брачный договор эффективнее заключать не сразу после вступления в брак, а позже. Так вы сможете решить вопросы с содержанием детей и распоряжением имущества до суда. Что вы знали о будущих детях, их количестве и своем имуществе, когда женились или выходили замуж?

Если брачного договора нет, то после расторжения брака нужно оформлять соглашение о разделе имущества или признавать свою долю через суд. Любые устные соглашения ничтожны с точки зрения права.

Поэтому решение суда тоже удивительно. Если с ним согласиться и отменить брачный договор, то титульным собственником становится Леонид. Вместе с Ириной они идут и оформляют право собственности пополам, как бывшие супруги, делят совместно нажитое имущество.

Дальше будет работать судебный исполнитель. Выселить всех, включая несовершеннолетних, продать квартиру и вернуть долг? Это для Беларуси неординарный случай.

Нас также удивляет, что суд «выдернул» из брачного договора только квартиру, не рассмотрев другие его пункты. А что делать с деньгами, которые Ирина уплатила за долю? Кроме того, договор делил все по совокупности — почему истец не хочет выставить на торги фирму Леонида?

Мы подали кассационную жалобу в городской суд, надеясь на справедливое решение.


— Мой бывший муж чувствует себя виноватым и говорит, что потихоньку отдает свои долги. Я думаю, что это правда, хотя сама уже ничему не верю, — вздыхает Ирина. — Я не брала ни у кого деньги. Долги надо отдавать — ну так разбирайтесь без меня, при чем тут я?

Наверное, это частая проблема. Жены живут с бизнесменами, а потом остаются с долгами бывшего мужа, расписками и прочим. Точно знаю, что не все жены бизнесменов легко идут на развод. Я приняла другое решение и устроилась на работу почти сразу же, при полугодовалом ребенке. В общем, не ленюсь, поэтому вся эта ситуация для меня — непонятное наказание.

Истцы от подробного общения по делу отказались.

Законность и обоснованность решения районного суда определится в ходе кассационного рассмотрения.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by