Часы Rolex, джинсы Armani и очки Gucci может позволить себе любой белорус. Многочисленные подделки, которые продавцы предпочитают достойно называть репликами, — логическое продолжение многих сторон нашей жизни: не быть, а казаться. Наш сегодняшний герой Сергей рассказывает о своей коллекции и искренне считает, что носить фейковые часы — все равно что себя не уважать.
В настоящее время Сергей, он же форумчанин farmer+, работает одним из руководителей крупной компании. Его коллекция часов насчитывает 70—80 экземпляров. В силу специфики она недешева, конечно, но и экземпляров по заоблачным ценам в ней нет.
— Первые часы у меня появились в восьмидесятых, когда я учился в ленинградском институте. Это был «Полет». Затем отец подарил мне модные часы «Электроника» из коллекции «Гласность и перестройка». До сих пор они занимают достойное место в коллекции. Недавно предлагали интересные варианты обмена.
В то время часы были у каждого мужчины. Других гаджетов пока не изобрели, а следить за временем было как-то нужно. Swiss Made тогда был доступен единицам. Более массовым ориентиром модности и крутости были японские Orient.
— Лет 20 назад я по работе много времени проводил в ОАЭ. Как-то стоял, помню, перед витриной часового бутика и мечтал о Tissot, — вспоминает Сергей.
Но Tissot в его жизни так не и случились. Вернувшись в Беларусь, Сергей купил Casio. А потом, как человек увлеченный, заразился той самой «часовой болезнью».
— Когда появилось одно желание — разбираться в часах, пропало другое — бежать вместе с толпой и масс-маркетом.
Позже у нашего героя ожидаемо появились Orient. Ну а первыми «серьезными» часами стали Titoni CosmoKing.
— Добротный швейцарский производитель. Они мне просто понравились, а теперь я понимаю, за что. Это homage — часы, сделанные по мотивам Rolex. Не копирование, а стилизация. Стоили они мне со скидкой в районе $850. Был уверен, что более дорогих часов у меня не будет.
Но интерес не угасал. В какой-то момент захотелось собрать часы из разных стран по географическому признаку. Сейчас понимаю, что эта идея — конкретно надуманная. Дизайнерский ассортимент огромен, инженерный — совсем нет. Часовые механизмы делаются в Швейцарии, Японии, Китае, Индии, России. Как ни парадоксально, в этот ряд можно включить и Беларусь. «Луч» до сих пор остается фактически мануфактурой, поскольку может производить все сам. Делает мало, но может же.
Бо́льшая часть часов сегодня производится в Китае — если не механизмы, то их комплектующие, корпусы, стрелки, циферблаты. Проблема коснулась даже знаменитого клейма Swiss Made. До последнего времени его можно было ставить, если механизм и не менее 50% деталей сделаны в Швейцарии. Но все равно производители шли на уловки. С 1 января этого года долю местного производства повысили до 60%. Некоторые считают и эту меру недостаточной. Например, производитель H. Moser & Cie c лозунгом «Нет „Сделано в Швейцарии“, да „швейцарскости“» (“No to Swiss Made, yes to Swissness”) убрал со своих часов клеймо Swiss Made. Еще раньше на этот шаг пошел Patek Philippe, считающий, что собственный бренд уже несет больше ценности.
В общем, географическая коллекция — это такой добрый самообман.
Одну из частей коллекции Сергея составляет советский винтаж.
— Я отдаю должное тому периоду. В шестидесятые-семидесятые годы советский часпром достойно конкурировал со швейцарским.
«Командирские» — одни из самых известных и авторитетных часов советского периода.
Кривая и косая «Слава». Асимметрия — это не брак, а удачное дизайнерское решение.
— Один из лучших дизайнов — тонкий «Луч» на механизме 2209. Эти часы до сих пор уважают в мире. Некоторые из них я купил, как ни странно, на eBay.
Вот эти часы «Слава» мне очень дороги: такие же были у моего дедушки. Очень гармоничный дизайн. Я специально долго искал подобные и в итоге нашел их в Венгрии.
Возможно, вы до сих пор видите объявления с предложением купить часы эпохи СССР. Вряд ли это ценители ретро — скорее обыкновенные скупщики драгметаллов: часы покрывались позолотой.
— Выгодно продать? Конечно, какую-то ценность они, безусловно, имеют. Несколько десятков долларов получить можно, за редкую модель — несколько сотен, но это гораздо реже. Дороже стоят вот такие — это новые старые «Слава», new old stock, то есть ни разу не использованные. Такие коллекционеры ценят дороже «бэушных».
Некоторые модели и механизмы успешно пережили страну. Вот интересные российские механические часы с будильником. Внутри механизм «Полет», произведенный еще в восьмидесятые годы. Будильник работает в виброрежиме в течение нескольких секунд.
— Во время чемпионата мира по хоккею купил «Луч». Все партнерские права IIHF принадлежат Tissot, так что это неофициальная версия. Но все равно они откровенно хоккейные: хоккеист, деление часовой шкалы на три периода. Внутри — японский механизм Miyota. В итоге получилась добротная модель. Я постоянно советую своим заокеанским коллегам на американском часовом форуме, где ее можно купить. Вообще, «Луч», «Восток», «Полет», как и другие советские марки, неплохо известны в американской часовой среде.
— У нас на ветке форума есть хорошее правило: если человек ищет совета, то ему надо помочь. А вопрос задают, как правило, такой: нужны часы на каждый день от уважаемого производителя, не затасканная марка, с изюминкой за 400—600 рублей. Я рекомендую с таким бюджетом рассматривать японские часы, — рассказывает Сергей и показывает, что пришел с Citizen Eco-Drive Super Titanium на руке. — Это одна из моих любимых моделей, и примерно такую я посоветую половине интересующихся новичков. В ней вместо батарейки (я ценю механику, но отдаю себе отчет, что многим любителям достаточно кварца) стоит аккумулятор, который заряжается от света. Он прослужит до 10 лет. Технология называется Eco-Drive. У Seiko похожая энергосберегающая технология называется Kinetic — батарея заряжается от движения. При этом такие часы относительно доступны и сделаны из очень приятного и легкого сплава.
Сет (это регулярно используемая часть коллекции) Сергея состоит из десятка моделей.
— Что-то выбирается под настроение, что-то — по правилам хорошего тона. Например, с костюмом принято носить трехстрелочник небольшого диаметра без усложнений. К примеру, вот такой. Интересные часы, хотя у многих может вызвать сомнение производитель — индийский HMT.
— Джеймс Бонд надевал под костюм Omega, размер которых совсем не мелкий…
— Дмитрий Медведев надевает под пиджак Casio G-Shock. Это нормально. Границы стиля размываются. Я говорю о каноничных правилах. Например, часы Александра Лукашенко — Patek Philippe Calatrava — попадают именно в классический стиль.
Есть промежуточный вариант между классикой и кэжуалом. Я называю такие «костюмным дайвером» — это классическая модель плюс какие-то функции. Например, Eterna KonTiki. Эта культовая модель посвящена знаменитому походу Тура Хейердала на плоту Кон-Тики в 1947 году. Она пережила уже несколько переизданий, но по-прежнему популярна, в том числе и у нас на форуме. Впрочем, если найдутся желающие назвать модель чистым кэжуалом, спорить я не буду.
Ежедневные часы подойдут для 90% ситуаций и выходов в свет.
Наряду с крупными компаниями есть микробренды. Часовые энтузиасты копят идеи, собирают деньги на краудфандинге, покупают механизмы, заказывают корпусы и детали. По аналогии такие можно назвать крафтовыми часами. Сначала производство маленькое, но со временем оно может перерасти в большую компанию. Такой путь, например, прошла британская Christopher Ward.
— Канадская компания Cobra De Calibre — один из таких микробрендов. Их часы не обладают безумным авторитетом в часовом мире, но имеют запоминающийся дизайн и интересный функционал: вращающийся внутренний безель, который позволяет замерять временные промежутки. Итог — весь тираж этих часов уже распродан, за ними начата настоящая охота на специализированных часовых форумах.
В такой же стилистике есть еще одно модное ответвление — world timer. Например, часы Traser со шкалой, на которой можно видеть время в разных городах мира. На стрелках и метках этой модели — тритиевые трубки, которые хорошо светятся в темноте.
Кроме японских и швейцарских, мне очень нравятся немецкие производители. Немецкие часовые мануфактуры всегда были слегка в тени своих соседей из Швейцарии, хотя по качеству никогда им не уступали. Сейчас «немцы» очень быстро набирают цену и авторитет среди коллекционеров и любителей. Вот интересные часы Muhle Glashutte в стилистике кэжуал с добавлением традиционной немецкой «пилотской» составляющей.
А вот экземпляр Tisell из Южной Кореи с китайским механизмом SeaGull — сделан в стилистике карманных часов пятидесятых годов. Их прелесть — в эмалевом циферблате. Если вы имеете возможность купить такие в стране производства, то обойдутся они рублей в 400.
Самые ценные часы в моей коллекции — Jean Richard, модель 1681. У них мануфактурный механизм и очень высокое качество изготовления всех деталей. Мне очень по душе подобный корпус а-ля подушка. Кстати, оригинальный ремешок я в итоге решил заменить — новый сделал по индивидуальному заказу мой коллега по форуму, авторитетный минский мастер.
— Наручные часы сегодня — не источник информации. Это аксессуар и наслаждение инженерным гением. Я не могу с первого взгляда определить характер собеседника, но его часы мне помогут. Например, перед вами стоят два человека: один с Tissot, другой с Hamilton. Это примерно одинаковые по стоимости бренды, но только второго выдают желание найти свое, интерес к теме, индивидуальность.
Все истории о женщинах-охотницах, которые с ходу могут определить состояние мужчины в клубе по его часам, — это журналистские выдумки. Конечно, бывают знатоки, но в большинстве своем это не так. Кроме того, есть огромное количество реплик, которые сложно отличить от оригинала даже со второго взгляда. А есть и такие, которые без вскрытия не определишь. Уровень подделок высок, хотя до нас доходит обычно то, что не выдерживает никакой критики.
С моей точки зрения, реплика — это всегда и во всем плохо. Ее могут не распознать прохожие, но вы же сами знаете правду. Зачем? Это нечестно и даже непорядочно по отношению к самому себе. Лучше уж предпочесть добротный Seiko или честный «Луч».
Ручные часы в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by